"София": какие события легли в основу сериала

На телеканале "Россия 1" — продолжение премьерного показа исторической эпопеи "София". С каждым днем интерес к масштабному проекту возрастает. Миллионы зрителей накануне следили за развитием сюжета. Впереди — новые серии. Москве угрожает Золотая Орда в сговоре с польско-литовским войском.

На телеканале "Россия 1" — продолжение премьерного показа исторической эпопеи "София". С каждым днем интерес к масштабному проекту возрастает. Миллионы зрителей накануне следили за развитием сюжета. Впереди — новые серии. Москве угрожает Золотая Орда в сговоре с польско-литовским войском. Братья предают Великого князя Московского. Верной Иоанну III остается только она — София. Смотрите две серии сразу после "Вестей".

Летом 1479 года в Москве был торжественно освящен новый Успенский собор. Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, которого пригласил Великий Московский князь Иван III. Гул колоколов и сияющие купола возвестили России о начале новой эпохи в жизни нашего государства. С этого момента Москва окончательно утвердила за собой статус духовного и политического центра русских земель. На фундаменте, заложенном Иваном III, вырастет могучее независимое государство, простирающееся на 1/6 часть земной поверхности.

Один из ведущих историков нашей страны, автор книги об Иване III, Николай Борисов считает, что личность первого государя всея Руси до сих пор недооценена потомками. "Карамзин говорил: "Россия нынешняя образована Иоанном". И Вы знаете, даже Карл Маркс восхищался заслугами Ивана III, — отмечает историк. — Знаменитая цитата из Маркса о том, что в конце правления Ивана III изумленная Европа увидела на своих восточных рубежах огромное государство, о существовании которого раньше даже не подозревала".

Удивление Маркса и остальных европейцев понять можно. Иван III совершил то, что большинству людей в то время казалось невозможным: он объединил русские земли, освободил их от ордынского ига, дал народу закон и порядок в условиях постоянной внешней угрозы, внутренних интриг и чрезвычайно скудных ресурсов.

"Иван III был крайне бережлив в расходовании государственных ресурсов, — продолжает Николай Борисов. — Это доходило порой до скупости, но скупость не личная, а скупость на нужды государства. Ну, например, известен такой случай. Современники рассказывают, что когда он посылал на пропитание иностранным послам несколько баранов, то потом он требовал, чтобы шкурки обязательно вернули, потому что они могут еще пригодиться для какого-то другого дела".

Николай Борисов называет Ивана III нашим средневековым Петром I. Чтобы ликвидировать отставание страны от Западной Европы после более чем двухвекового ордынского ига, он первым из русских правителей стал активно приглашать в страну иностранных специалистов. "Нужно было срочно догонять, догонять Запад для того, чтобы стать полноценной европейской державой, — поясняет историк. — И вот Иван провел эту модернизацию очень решительно и очень эффективно. Он приглашал иностранцев, платил им большие деньги, но он приглашал лучших мастеров, которые подняли уровень и русской армии, и вообще технологии строительства, например, тех же крепостей".

С 8 лет он уже помогал в государственных делах своему слепому отцу Василию Темному, а в 12 лет принял участие в первом военном походе. Поэтому опыта и личной храбрости ему было не занимать. "Москва часто горела, — напоминает Николай Борисов. — И вот с Кремлевского холма, конечно, прекрасно видно было, где начинается пожар, где тревога. И вот источники рассказывают, что Иван III всегда мчался тушить пожары сам. Он руководил этой командой. Но мало того, что он руководил, он сам хватал багор и начинал растаскивать горящие здания, рискуя при этом жизнью. И телохранители буквально за руки оттаскивали его от этой опасности, потому что это был яростный темперамент".

К началу XVI века в результате победоносных войн с великим княжеством Литовским Иван III освободил из-под власти иноземцев десятки русских городов и волостей, захваченных соседями после падения Киевской Руси. По словам Николая Борисова, удивительно, что в самой Москве так и не было поставлено ни одного памятника этому выдающемуся правителю. "Я убежден, что он заслуживает памятника, он заслуживает памятника в центре того государства, которое он создавал и в котором мы живем", — говорит историк.