Проводы убитого в Турции посла: к высотке МИД России приносят красные розы

К зданию российского МИДа весь день приносят цветы. Коллеги и простые москвичи приходили отдать дань памяти Андрею Карлову. Кадровый дипломат отдал службе четыре десятка лет. И везде, где ему доводилось работать, теперь его вспоминают как великолепного профессионала и очень отзывчивого человека.

К зданию российского МИДа на Смоленской площади весь день приносят цветы. Коллеги и простые москвичи приходили отдать дань памяти Андрею Карлову. Кадровый дипломат отдал службе четыре десятка лет. И везде, где ему доводилось работать, теперь его вспоминают как великолепного профессионала и очень отзывчивого человека.

40 лет служения Отечеству — истинный дипломат, непредубежденный профессионал, а еще редкий специалист по Восточной Азии и редкой души человек. Андрея Карлова сегодня вспоминают друзья и коллеги — те, с кем учился в МГИМО, работал в МИДе и много лет — в российском представительстве в Северной Корее.

"Когда он в 2010 году приехал в Пхеньян в последний раз, то первый его вопрос был — как мои березки, которые он сажал, будучи послом", — вспоминает чрезвычайный и полномочный посол России в КНДР с 2006 по 2012 годы, доцент МГИМО Валерий Сухинин.

На посту посла в Корее Валерий Сухинин сменил Андрея Карлова. Он рассказывает, как жили в Пхеньяне на одном этаже, дружили семьями... Но даже когда вся жизнь — сплошная дипломатия, в ней остается место и настоящей дружбе, и самым теплым словам и чувствам...

"Очень обаятельный человек был. Умел находить общий язык с людьми совершенно разного толка из разных общественных слоев. И мне кажется, что надежность, профессионализм — это те качества, которые его особо отличали", — подчеркивает академик РАН, политолог, ректор МГИМО Анатолий Торкунов.

Александр Ф. Скляр — в прошлом дипломат, теперь музыкант — сегодня начинает концерт в МГИМО со слов памяти и благодарности. Когда в 1980 году выпускник Скляр приехал в Пхеньян, Андрей Карлов уже 4 года трудился в посольстве.

"На первых порах помогал, подсказывал нюансы дипломатической работы, а главное, помогал мне с языком. Он тогда был завпротоколом и очень хорошо знал корейский язык, чего нельзя сказать обо мне", — вспоминает заслуженный артист России, служивший с 1980 по 1985 годы дипломатом в КНДР Александр Скляр.

Пронзительный текст на странице российского представительства в КНДР написал посол Александр Мацегора. С Андреем Карловым они со студенческой скамьи вместе. На прощании с лучшим другом он не сдерживал слез.

"Этим летом в Москве после совещания послов, когда мы все уже были в отпусках, Карловы приезжали к нам в гости. Вспоминали, как совсем молодыми начинали работу в Северной Корее... Договаривались, что на пенсии, которая все равно когда-то случится, будем по очереди приезжать друг к другу на дачу, — написал Мацегора на своей страничке в Facebook. — Мы не будем приезжать друг к другу на дачу. Потому что его больше нет, и половины меня тоже уже больше нет. Прощай, Андрей. Обещаю, в день, когда тебя положат в землю, над Пхеньяном будут звучать колокола православного Храма Святой Живоначальной Троицы, который ты здесь строил, и где Святейший венчал вас с Мариной. А я держал над твоей головой венец с ликом Спасителя".

Таинство венчания в 2006 году совершил Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский. А православный храм в Пхеньяне — первый и единственный — Андрей Карлов лично предложил построить самому Ким Чен Иру.

Назначение в Турцию прозвучало неожиданно для дипломата неожиданно, Андрей Карлов даже сомневался, ехать или нет.

"Что касается Турции — новый регион, цивилизация. Как он говорил: я даже имена с трудом запоминаю, привык к другим языкам. Но поехал, и по-моему, влюбился в регион", — отмечает ректор Дипломатической академии МИД России Евгений Бажанов.

О непростом периоде российской-турецких отношений Карлов всегда говорил сдержанно. Два народа всегда останутся близкими — и конечно, велика его заслуга в том, что контакты в этом году между ними возобновились.

"Погиб на боевом посту наш товарищ, который вносил свой реальный вклад в укрепление той самой безопасности, о которой сегодня все говорят. Человек исключительно цельный, основательный, очень последовательный с убеждениям. Настоящий образ такого советского и российского дипломата", — подчеркнул постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко.

Потомственный дипломат, особая каста. Династию продолжает сын Геннадий — сейчас он работает в Северной Корее. Уже известно, что Андрей Карлов будет представлен к государственной награде, будет увековечена и память о дипломате.

Но уже сегодня красные розы ложатся на ступени высотки на Смоленской площади. Россия скорбит, провожая своего посла.