Церковно-театральный конфликт: митрополит Тихон хочет запретить "Щелкунчика"

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, с подачи которого спектакль "Тангейзер" сняли с репертуара, а директора уволили, нашел новую цель. Несколько, прямо скажем, неожиданную: "Щелкунчик" — классический балет Чайковского, без которого многие не представляют Новый год.

В Новосибирске, похоже, намечается "Тангейзер"-2. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, с подачи которого спектакль сняли с репертуара, а директора уволили, нашел новую цель. Несколько, прямо скажем, неожиданную: "Щелкунчик" — классический балет Чайковского, без которого многие не представляют Новый год. Написан, как известно, по мотивам сказки Гофмана и с успехом на сценах — уже десятилетия. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И вот вердикт Митрополита Тихона: "Постановка оккультная, потому что принц-оборотень". И если какая-никакая логика в определении принца прослеживается, то Гофмана-оккультиста категорически не приняли. Вот реакция кандидата филологических наук Елены Масоловой в интервью "Комсомольской правде" (это она — о сказке "Курочка Ряба". "Вы только подумайте — курочка там разговаривает! Еще и утешает бабу и деда беспомощных. Тоже ведь — оккультизм". Чувствуется, конечно, ирония. Но опыт "Тангейзера" настораживает. Тем более что замена "Щелкунчику" уже готова — опера "Рождество" по заказу Новосибирской епархии Русской православной церкви. Премьера состоялась. Композитор — жена Тихона Ираида Сальникова.

Посмотреть классику, в любом случае, хорошо. Балет "Щелкунчик" в афише всех федеральных оперных театров страны. А вот новых постановок той самой оперы "Рождество" пока не запланировано – ни вместо, ни вместе со "Щелкунчиком".

Двести артистов, балет, два хора, богатые декорации и костюмы – в Новосибирске по заказу местной епархии поставили оперу о Рождестве Христовом. Премьера прошла с аншлагом. Но эта новость так и осталась бы только в рубриках культуры, если бы не интервью, которое перед спектаклем дал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. "Решили сделать постановку, которую можно каждый день показывать в Святки или в день Рождества Христова на Новый год, потому что обычно показывают "Щелкунчик", но там все-таки считается, что принц-оборотень, и такая оккультная постановка", — заявил он.

На это директор Большого театра Владимир Урин ответил, что митрополит Тихон не имеет права навязывать и диктовать свое мнение. Поддержали его и театроведы. "То волнение, которое чувствуется в театральной среде, продиктовано тем, что высказывается властный человек, который сможет навязать обществу свою личную точку зрения и сделать ее автоматически общественной, как это было с оперой "Тангейзер", — считает театральный критик Павел Руднев.

Слова владыки оказалось достаточно, чтобы два года назад возбудить дело об осквернении религиозных символов в "Тангейзере" режиссера Тимофея Кулябина. Там сюжет оперы Вагнера – как богохульник пришел к вере и был прощен – иллюстрировали плакатом с изображением распятия на фоне женских ног. В итоге уволили директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича. С тех пор в регионах к чувствам верующих относятся более чем трепетно. До такой степени, что осенью в Омске и Тюмени отменили знаменитый спектакль "Иисус Христос – суперзвезда". На всякий случай – после того, как местные религиозные активисты назвали его богохульством и обратились в прокуратуру.

Одновременно в Перми патриотически настроенные блогеры усмотрели в спектакле "Голубая комната" развратное поведение на фоне иконы – на деле это оказалась светская картина. И вот теперь "демонический "Щелкунчик". "На русской сцене "Щелкунчика" ставили не со сказки Гофмана, а с французского пересказа, это доказано, то есть сказка уже к нам пришла в более мягком, обработанном виде, без гофмановского мистицизма", — отмечает балетный критик Лейла Гучмазова.

"Оккультная постановка" — знал ли владыка Тихон, как сам Чайковский боялся подобной рецензии? "А вдруг окажется, что… "Щелкунчик" — гадость…", — писал композитор брату в 1891 году. Музыка сочинялась тяжело — в это время он переживал смерть сестры. А вышла, как считают музыковеды, самая глубокая и добрая сказка о Рождественском чуде.

Новосибирский "Щелкунчик" — реконструкция классической версии Василия Вайнонена 1954 года. В репертуаре — с 2013-го. Он настолько популярен, что идет в январе даже дважды в день. Смотрела его и композитор оперы "Рождество" Ираида Сальникова, жена священника той же епархии. "Мы ходим с детьми, я ходила, я — композитор, я люблю музыку Чайковского, прекрасный балет!" – считает она.

Спектакль "Рождество", которым митрополит предложил заменить "Щелкунчика", кстати, его немного напоминает по сценографии. На сцене – елка, традиционный символ праздника, а ведь в России она в XIX веке появилась именно благодаря сказке Гофмана и вообще увлечению немецким романтизмом, как считает, например, филолог Светлана Адоньева в работе "Советская елка: генезис современного ритуала". На это исследование ссылаются на сайте Новосибирской митрополии.

Литературовед Игорь Волгин вообще видит в сказке христианский подтекст. "Дети ждут чуда – это же перекликается с библейским ожиданием чуда, это христианское чудо, — говорит он. — Кстати, там есть орех, который должен разгрызть герой, а орех в средневековье это символ христианства в какой-то степени".

В любом случае, история безобидная, чего не сказать о попытках влиять на репертуарную политику театров. По закону не то, что духовные лица — государство — не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, за исключением случаев пропаганды насилия и религиозной нетерпимости.