В России ведется разработка грузового экранолета, который сможет перевозить большой объем грузов на расстояние до нескольких тысяч километров. Как сообщили в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского, построенная модель экранолета успешно прошла испытания в аэродинамической трубе. В ходе испытания было доказано, что аппарат сможет выполнять полеты над разными поверхностями – земля, лед, вода.
Экранолеты отличаются от экранопланов способностью взлетать выше высоты экранного эффекта.
Аппарат получит несущий кузов и короткое крыло. Он сможет нести до 500 тонн груза, который будет размещаться непосредственно в фюзеляже через специальные откидные люки. В качестве топлива на таком транспортнике будет использоваться криогенное топливо. Ранее Вести.Ru писали, что в ЦАГИ предложили свой проект гражданского лайнера на таком топливе.
Ожидается, что перспективный тяжелый транспортный экранолет сможет выполнять трансконтинентальные полеты, большую часть которых он будет осуществлять на высоте экранного эффекта – от 3 метров до 12 метров. Это позволит тратить меньше топлива. При этом взлетать и садиться такие аппараты будут с обычных взлетно-посадочных полос.
Экранный эффект достигается на небольшом расстоянии от земли, когда возмущенный крылом воздушный поток отражается от поверхности и возвращается к крылу, образуя воздушную подушку, которая дает дополнительную подъемную силу.
Проект такого вида техники как экраноплан был придуман и воплощен в металле только в СССР. Разработка принадлежит нижегородскому ЦКБ им. Алексеева, где производили суда на подводных крыльях. Было построено два вида экранопланов — грузовой "Орленок" и ударный "Лунь" с крылатыми ракетами, которого прозвали "Каспийский монстр" за размеры, скорость и смертоносность. В 1990-х гг. работы по их дальнейшему производству были свернуты из-за нехватки финансирования. Единственный образец экраноплана "Лунь" находится на консервации в сухом доке завода Дагдизель в Каспийске.