Тема:

Америка выбрала Трампа 10 месяцев назад

Трамп запретил НКО обсуждать аборты


EPA

Президент США Дональд Трамп подписал директиву, запрещающую американским неправительственным организациям, получающим государственное финансирование, критиковать аборты в иностранных государствах. Многие правозащитники уже заявили, что это может привести к росту количества нелегальных абортов.

Президент США Дональд Трамп в четвёртый день своего пребывания на этом посту подписал директиву, запрещающую американским некоммерческим организациям обсуждать аборты в других странах, в которых они работают. Хотя Трамп в ходе своей предвыборной кампании уделил много внимания критике абортов, и этот шаг был ожидаемым, он, тем не менее, вызвал волну критики со стороны правозащитного сообщества.

Впервые запрет на обсуждение абортов был введён президентом Рональдом Рейганом в 1984 году и получил название gar rule ("правило кляпа" или "правило затыкания рта"). Он действовал до 1993 года, когда президентом стал Билл Клинтон и был вновь введён после прихода в Белый дом Джорджа Буша-младшего. В 2009 году запрет был отменён Бараком Обамой, и вот теперь, в 2017 году вновь введён Дональдом Трампом. Нетрудно догадаться, что запрет напрямую связан с взглядами на аборт самого президента и партии, к которой он принадлежит.

Хотя от Трампа и ожидали подобного шага, многие руководители правозащитных групп сочли необходимым выразить своё негативное отношение к этому запрету, хотя и признали, что будут вынуждены ему подчиниться. Масла в огонь добавила массовая акция в защиту прав женщин, одним из которых является возможность сделать аборт. По подсчётам организаторов акции, прошедшей в мексиканской столице Мехико, в ней приняли участие десятки тысяч человек.

По мнению Энн Старрз, возглавляющей Институт Гуттмахера, который считается одной из наиболее влиятельных правозащитных групп, специализирующихся на репродуктивном здоровье, "финансирование спасения жизней не должно становиться политическим футболом".

"По факту, целясь в иностранные программы по планированию семьи, они могут получить прямо противоположный эффект, что для многих женщин будет означать дополнительные трудности по избеганию нежелательной беременности, — отметила Старрз. – Этот шаг может привести к росту использования небезопасных процедур теми женщинами, которые не имеют доступа к безопасным процедурам аборта".

Президент вашингтонского Центра здоровья и равенства полов Серра Сиппел также считает, что директива президента угрожает здоровью и жизни женщин по всему миру.

"Здоровье и права женщин стали одними из первых жертв администрации Трампа, — отметила Сиппел. – "Правило глобального кляпа" ассоциируется с небезопасными абортами, и мы считаем, что оно будет стоит женщинам их жизней".

Наибольшее возмущение правозащитников вызывает то, что "правило кляпа" распространяется на все организации, получающие государственное финансирование, в том числе, на те, которые спонсируют женские консультации, направления и сами процедуры абортов из других средств. По мнению президента американского Центра репродуктивных прав Нэнси Нортап, такое ограничение является нарушением гражданских свобод.

"Недопустимо диктовать группам гражданского общества, занимающихся здравоохранением, куда им тратить собственные деньги, и заставлять их воздерживаться от распространения критически важной для женщин информации об их праве на доступ к полному спектру медицинских процедур", — отметила Нортап.

Стоит отметить, что аборты часто становятся поводом для разногласий между правозащитными группами и правительствами, особенно в тех странах, где к власти приходят консерваторы. Так, в Польше после победы на выборах партии "Право и справедливость" правительство при поддержке духовенства приняло к рассмотрению законопроект, ужесточающий и без того самый жёсткий в Евросоюзе закон об абортах. В ответ тысячи женщин по всей стране провели акцию "Моё тело – моё дело", требовавшую сохранить за ними право сделать аборт по медицинским показателям или в случае изнасилования. В итоге правительству пришлось отказаться от своей идеи.

Стоит отметить, что позиция католической церкви по этому вопросу недавно смягчилась: в конце ноября 2016 года папа римский Франциск заявил о решении предоставить всем священникам право прощать грех аборта, которое раньше принадлежало лишь епископам и миссионерам. При этом Франциск подчеркнул, что церковь продолжает считать аборт одним из наиболее тяжких грехов.

Русская православная церковь также считает аборт тяжким грехом и последовательно выступает за их выведение из списка услуг, включённых в систему обязательного медицинского страхования. Эту инициативу поддерживает ряд депутатов Госдумы, в частности, Виталий Милонов и Елена Мизулина. При этом министр здравоохранения Вероника Скворцова не одобряет эту идею, опасаясь, что она приведёт к росту теневых операций. Что касается россиян, то большинство из них на стороне министра – согласно опросу ВЦИОМ, 70% опрошенных не поддерживают законопроект о выводе абортов из ОМС.