Кто возглавит Африканский союз?


Global Look Press

Страны Африканского союза должны выбрать нового председателя комиссии этой региональной организации, в которую входят 54 страны континента. Кроме того, странам предстоит принять решение о возвращении в состав Марокко, вышедшего 40 лет назад и выработать отношение к Международному уголовному суду.

Страны Африканского союза (АС) выбирают нового лидера, который будет занимать пост Председателя комиссии Афросоюза в течение следующих пяти лет. В настоящий момент должность председателя комиссии занимает супруга южноафриканского президента Джейкоба Зумы, Нкосазана Дламини-Зума, ставшая первой женщин на этом посту. Ранее она заявила о намерении сложить с себя полномочия за полгода до их окончания, в связи с необходимостью возглавить правящую партию ЮАР Африканский национальный конгресс (АНК).

Во время председательства Дламини-Зумы, которая по профессии является доктором, была запущена реформа неэффективного бюрократического аппарата Афросоюза, а также программа по долгосрочному улучшению качества жизни беднейших групп населения континента, в первую очередь, женщин и детей. Впрочем, по мнению критиков, ни одну из заявленных целей ей довести до конца так и не удалось. Кроме того, Дламини-Зуму часто обвиняют в том, что под её руководством Афросоюз оказался не способен адекватно среагировать на этноконфессиональные конфликты в Центральноафриканской Республике или в Южном Судане, который, по мнению экспертов ООН, находится на пороге геноцида.

По мнению наблюдателей, больше всего шансов занять руководящий пост имеют два кандидата. Наиболее часто называют имя министра иностранных дел Кении Амины Мохаммед. Конкуренцию ей может составить сенегалец Абдулайе Батили, который сейчас является специальным посланником ООН по Центральной Африке. При этом разногласия по кандидатуре нового председателя могут стать не единственной причиной, грозящей расколоть ряды членов Афросоюза.

Ещё одним чувствительной темой, которую предстоит обсудить членам АС, является восстановление членства в ней королевства Марокко, вышедшего из его состава более 40 лет назад, в 1976 году. Поводом для этого шага стало признание членом АС Западной Сахары, большая часть которой была за год до этого аннексирована Марокко. Несмотря на усилия короля Марокко Мохаммеда VI восстановить членство в организации, этому могут помешать ЮАР и Алжир, поддерживающие Республику Сахрави, которая контролирует южную часть Западной Сахары и претендует на территорию, находящуюся под контролем Марокко. В этой связи наблюдатели высказывают сомнения в том, что на текущем заседании АС, которое проходит в эфиопской столице Аддис-Абебе, стоит ожидать, что количество её членов увеличится до 55.

Ещё одним камнем преткновения обещает стать вопрос о юрисдикции Международного уголовного суда (МУС). Так, по мнению представители ЮАР и Кении настаивают на том, что этот орган, базирующийся в Гааге, является инструментом западного империализма, позволяющим вмешиваться в суверенные дела других государств, и его полномочия должны быть сведены к минимуму. Так, власти ЮАР, несмотря на решение суда, отказались выдать МУС президента Судана Омара аль-Башира, прилетевшего на ежегодный саммит АС, проходивший в Йоханнесбурге. Вместе с тем, Нигерия, Ботсвана и ряд других стран настаивают на том, что МУС – важный юридический рычаг в отношении стран, судебная система которых была скомпрометирована гражданскими конфликтами.

Учитывая такое количество противоречий, указывает Лиесл Лу-Водран, работающий экспертом по АС в Институте безопасности в Претории, Африканский союз сейчас разделён, как никогда.

"Мы слышим все эти призывы к единству, но, если посмотреть на АС сейчас, он более разделён, чем когда-либо: по Марокко, по региональным проблемам, по МУСу, — отметил Лу-Водран. – Это беспрецедентно".