Украинские военные закупают российские двигатели в обход запрета

Украинские военные обошли запрет Киева на торговлю с Россией и закупают российские двигатели для своих БТР через зарубежных посредников. Причем пишут об этом украинские СМИ. По их данным, по такой схеме приобрели уже, как минимум, 20 агрегатов.

Украинские военные обошли запрет Киева на торговлю с Россией и закупают российские двигатели для своих БТР через зарубежных посредников. Причем пишут об этом украинские СМИ. По их данным, по такой схеме приобрели уже, как минимум, 20 агрегатов. Как это происходит, и кому выгодно?

Расследование журналиста из Кишинева о молдавском участии в серых схемах Украины в самой Нэзалэжной никто бы, пожалуй, и не заметил: в конце концов, махинации с бюджетом для страны переворотов – не самая большая проблема. Вот только оказалось, что на этот раз задели за живое: снять сливки махинаторы решили с торговли со "страной-агрессором".

"Молдавская компания закупила на заводе "КамАЗ" 20 двигателей, — говорит молдавский журналист Владимир Тхорик. — Эти двигатели она перепродала второй компании, "Автопрезенту". Молдавская компания перепродала третьей – немецкой. И уже немецкая компания ввезла эти двигатели в Украину".

Ввезенные двигатели – и это для украинского патриотизма самый тяжелый удар – делают на заказ для одной конкретной машины: бронетранспортера БТР-80 в его еще советской модификации. Новые — в Российской армии оснащают агрегатами Ярославского моторного завода. И все было б не так страшно, если бы не заявления "Укроборонпрома", согласно которым там с 2014-го принципиально не покупают военную продукцию в России. Но если очень хочется, то можно.

"По разным подсчетам, 5-6% ВВП необходимо Украине, чтобы сохранить свое существующее положение, — сообщает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк. — Так вот этих денег нет. По факту Украина сейчас лишь использует тот остаток, тот задел, который остался у нее после развала Советского Союза".

Возможно, цепочку посредников не остановили на Молдове потому, что ровно год назад все в том же "Укроборонпроме" представили новые БТР, адаптированные под двигатели НАТО. Вот и ввозят теперь из Германии. А что они российские – так это уже непубличная подробность.

"Двигателей для БТР-80 в свободной продаже и вообще в какой-либо продаже нет вообще, — утверждает пресс-секретарь "КамАЗа" Олег Афанасьев. — Это двигатели военного назначения, они не выдаются для поставки каким-то там непонятным фирмам. Скорее всего, мало того, что Украина купила их дороже, чем они стоят, но они еще и гражданского назначения, и применить их на военной технике невозможно".

Но, скорее всего, дело все же в деньгах. Согласно данным расследования, молдавская компания готова закупить агрегат Камского завода по 9850 евро. И перепродать желающим с маржой всего в 1%. А вот в Киев двигатели приходят с ценником, подросшим уже в полтора раза.

"Все те двигатели, которые вывезли на Украину, и которые в Молдове стоят 10 тысяч евро, помещаются в двух грузовиках, — замечает молдавский журналист Владимир Тхорик. — Транспортировка из Кишинева в тот же Киев стоит за один грузовик, ну, допустим, тысячу евро. То есть транспортировка из Молдовы в Украину этих двигателей всех двадцати могла стоить, ну, максимум две тысячи евро. Не никак не сто тысяч евро".

Предпоследнее звено в цепи, молдавскую фирму "Апротехпро", контролируют люди из близкого круга бывшего депутата Рады Александра Дубового. А тот, в свою очередь, давно дружит с Сергеем Пашинским. Тем самым, что в багажнике своей машины вывозил снайперские винтовки с Майдана. Профиль не поменял и сейчас.

"Это бизнес один из немногих, который до сих пор приносит крупные бонусы, причем еще и в валюте, — сообщает директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Естественно, этот лакомый кусок после госпереворота был отдан людям, которые были максимально вовлечены в эти процессы".

"Укроборонпром" "отмывочную" для денег при президенте Януковиче, как называли его активисты Майдана, теперь, говорят, переставили на честные рельсы. Руководить перестановкой доверили Роману Романову, ставленнику бизнес-партнера Порошенко Олега Гладковского. Новый директор первым делом набрал в заместители людей с родной Херсонщины. Например, Сергея Пинькаса. До того первый замглавы оборонного гиганта заведовал сферой ЖКХ в городе Цюрупинске.

"Есть исследование американской компании, — продолжает Денис Денисов. — Одним из резюме там было, что в 2017 году, вероятнее всего, помощь военно-техническая и финансовая будет резко сокращаться, потому что на Украине они не видят ничего, кроме коррупции".

Вообще говоря, нынешнюю историю сложно назвать сенсацией. В конце прошлого года госкомпания "Укринмаш" за 120 тысяч долларов закупила двигатели для советского БТР-70 в Британии, у фирмы Rion Assets Company. Это при том, что денег на новую технику не хватает настолько, что передовая мысль военной инженерии – танки "Оплот" и бронемашины "Дозор" — до Украинской армии так и не дошли. А сотрудников Львовского бронетанкового отправили в неоплачиваемый отпуск.