Украинские военные обошли запрет Киева на торговлю с Россией и закупают российские двигатели для своих БТР через зарубежных посредников. Причем пишут об этом украинские СМИ. По их данным, по такой схеме приобрели уже, как минимум, 20 агрегатов. Как это происходит, и кому выгодно?
Расследование журналиста из Кишинева о молдавском участии в серых схемах Украины в самой Нэзалэжной никто бы, пожалуй, и не заметил: в конце концов, махинации с бюджетом для страны переворотов – не самая большая проблема. Вот только оказалось, что на этот раз задели за живое: снять сливки махинаторы решили с торговли со "страной-агрессором".
"Молдавская компания закупила на заводе "КамАЗ" 20 двигателей, — говорит молдавский журналист Владимир Тхорик. — Эти двигатели она перепродала второй компании, "Автопрезенту". Молдавская компания перепродала третьей – немецкой. И уже немецкая компания ввезла эти двигатели в Украину".
Ввезенные двигатели – и это для украинского патриотизма самый тяжелый удар – делают на заказ для одной конкретной машины: бронетранспортера БТР-80 в его еще советской модификации. Новые — в Российской армии оснащают агрегатами Ярославского моторного завода. И все было б не так страшно, если бы не заявления "Укроборонпрома", согласно которым там с 2014-го принципиально не покупают военную продукцию в России. Но если очень хочется, то можно.
"По разным подсчетам, 5-6% ВВП необходимо Украине, чтобы сохранить свое существующее положение, — сообщает заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк. — Так вот этих денег нет. По факту Украина сейчас лишь использует тот остаток, тот задел, который остался у нее после развала Советского Союза".
Возможно, цепочку посредников не остановили на Молдове потому, что ровно год назад все в том же "Укроборонпроме" представили новые БТР, адаптированные под двигатели НАТО. Вот и ввозят теперь из Германии. А что они российские – так это уже непубличная подробность.
"Двигателей для БТР-80 в свободной продаже и вообще в какой-либо продаже нет вообще, — утверждает пресс-секретарь "КамАЗа" Олег Афанасьев. — Это двигатели военного назначения, они не выдаются для поставки каким-то там непонятным фирмам. Скорее всего, мало того, что Украина купила их дороже, чем они стоят, но они еще и гражданского назначения, и применить их на военной технике невозможно".
Но, скорее всего, дело все же в деньгах. Согласно данным расследования, молдавская компания готова закупить агрегат Камского завода по 9850 евро. И перепродать желающим с маржой всего в 1%. А вот в Киев двигатели приходят с ценником, подросшим уже в полтора раза.
"Все те двигатели, которые вывезли на Украину, и которые в Молдове стоят 10 тысяч евро, помещаются в двух грузовиках, — замечает молдавский журналист Владимир Тхорик. — Транспортировка из Кишинева в тот же Киев стоит за один грузовик, ну, допустим, тысячу евро. То есть транспортировка из Молдовы в Украину этих двигателей всех двадцати могла стоить, ну, максимум две тысячи евро. Не никак не сто тысяч евро".
Предпоследнее звено в цепи, молдавскую фирму "Апротехпро", контролируют люди из близкого круга бывшего депутата Рады Александра Дубового. А тот, в свою очередь, давно дружит с Сергеем Пашинским. Тем самым, что в багажнике своей машины вывозил снайперские винтовки с Майдана. Профиль не поменял и сейчас.
"Это бизнес один из немногих, который до сих пор приносит крупные бонусы, причем еще и в валюте, — сообщает директор Украинского филиала Института стран СНГ Денис Денисов. — Естественно, этот лакомый кусок после госпереворота был отдан людям, которые были максимально вовлечены в эти процессы".
"Укроборонпром" "отмывочную" для денег при президенте Януковиче, как называли его активисты Майдана, теперь, говорят, переставили на честные рельсы. Руководить перестановкой доверили Роману Романову, ставленнику бизнес-партнера Порошенко Олега Гладковского. Новый директор первым делом набрал в заместители людей с родной Херсонщины. Например, Сергея Пинькаса. До того первый замглавы оборонного гиганта заведовал сферой ЖКХ в городе Цюрупинске.
"Есть исследование американской компании, — продолжает Денис Денисов. — Одним из резюме там было, что в 2017 году, вероятнее всего, помощь военно-техническая и финансовая будет резко сокращаться, потому что на Украине они не видят ничего, кроме коррупции".
Вообще говоря, нынешнюю историю сложно назвать сенсацией. В конце прошлого года госкомпания "Укринмаш" за 120 тысяч долларов закупила двигатели для советского БТР-70 в Британии, у фирмы Rion Assets Company. Это при том, что денег на новую технику не хватает настолько, что передовая мысль военной инженерии – танки "Оплот" и бронемашины "Дозор" — до Украинской армии так и не дошли. А сотрудников Львовского бронетанкового отправили в неоплачиваемый отпуск.