Медведев: в развитии здравоохранения не может быть поправок на кризис

Уходящая неделя отчетливо проявила основное направление действий российского руководства в нынешних, не самых простых, условиях. И здесь ключевое слово – модернизация. Об этом президент говорил и на специальном совещании, и в беседе с ведущим программы "Вести в субботу" Сергеем Брилёвым.

Уходящая неделя отчетливо проявила основное направление действий российского руководства в нынешних, не самых простых, условиях. И здесь ключевое слово – модернизация. Об этом президент говорил и на специальном совещании, и в беседе с ведущим программы "Вести в субботу" Сергеем Брилёвым. О необходимости вкладывать деньги даже туда, где невозможно ждать быстрого возврата. В числе приоритетов – система здравоохранения. Это до сих пор довольно болезненный вопрос.

Самочувствие здравоохранения – вопрос многоуровневый. И учитывать нужно всё – от зарплат нянечек до количества высокотехнологичных центров. В том числе и проблему донорской крови – одну из острейших в России. Для многих это в прямом смысле – вопрос жизни и смерти. В Кирове его намерены решить. Тут строится завод, который будет обеспечивать препаратами плазмы крови всю страну. Но прежде, чем из плазмы делать жизненноважный иммуноглобулин, её нужно проверить. Специальный аппарат для этого успели собрать как раз к приезду Дмитрия Медведева.

Эта лаборатория – не только первая в России, но и самая современная в мире. Рядом с ней в следующем году появится новый завод, а вслед за ним – и новые отечественные препараты. Сейчас государство ежегодно тратит на закупку импортных лекарств из плазмы крови 9 миллиардов рублей. "На первом этапе будет выпущено 4 препарата, а линейку можно расширить до 20, – рассказывает генеральный директор ФГУ "Росплазма" Сергей Леванов. – По сегодняшним расчетам, цены будут дешевле импортных в 2 раза".

Никаких поправок на кризис, предупредил президент. Параллельно с заводом в Приволжском округе появится и целая сеть из 40 плазмоцентров – стационарных и передвижных. Когда система будет выстроена, доноров не нужно будет искать по всей стране. "Если говорить о банке донорской крови, банке крови, в целом, – это, действительно, уже федеральная задача, – отмечает президент России. – Сейчас такой банк создается, восстанавливаются утраченные возможности и даже запускаются специальные предприятия по производству плазмы крови. Одно из них, кстати, в Кирове, и я считаю, что это как раз хороший пример, когда такого рода работа уже приобретает конкретные очертания. Это государственная задача, она будет решена".

Одно из самых дорогостоящих – лечение рака крови. Препараты зарубежные, стоят тысячи долларов. Платить такую цену за жизнь могут не все. Кому-то помогают. Так, как актриса и благотворительница Чулпан Хаматова. Её фонд буквально дарит жизнь, собирая средства на дорогостоящие операции. "На всех детей не хватает. Их, конечно же, больше, – говорит заслуженная артистка РФ, соучредитель благотворительного фонда "Подари жизнь" Чулпан Хаматова. – Но у детей появились шансы лечиться за границей".

Заместитель директора Федерального научно-клинического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии Галина Новичкова добавляет: "Мы знаем, что минимум тысяча детей, а в идеале, наверное, около полутора тысяч нуждаются в таком виде лечения – в трансплантации костного мозга, а получили в прошлом году чуть больше ста. Просто огромная часть детей не имеет шанса этот вид помощи получить".

У семилетней Ани шанс есть. Рядом с московской клинической больницей, где она лежит, строится огромный центр – Институт онкологии, гематологии и иммунологии. Там будут делать больше тысячи операций в год. Немецкая фирма-подрядчик такого еще не строила. "Это единственный проект в Европе, где будут и диагностика, и терапия, и подготовка кадров, – рассказывает руководитель строительства Федерального научно-клинического центра детской онкологии, гематологии и иммунологии Басам Хилю. – Мы достигнем здесь излечения заболеваний крови у 70-80% детей".

Несколько высокотехнологичных центров, которые начали строить в рамках нацпроектов, сейчас уже работают, оказывают медицинскую помощь в области сердечно-сосудистых заболеваний, травматологии и ортопедии. "Я считаю, что то, что мы смогли, что называется, раскочегарить, движется неплохо, – говорит Дмитрий Медведев. – Это не означает, что беспроблемно, но неплохо. Допустим, если говорить о высокотехнологичной медицинской помощи, мы принимали решение о создании 15 таких центров. В настоящий момент часть этих центров не просто уже готова, а реально оказывает медицинские услуги. В прошлом году был запущен Пензенский центр. В этом году мы запускаем центры в Чебоксарах и в Астрахани. Мы, естественно, продолжим эту тему".

"И в этом году будет запущено еще некоторое количество центров. При этом это вот то, что называется высокотехнологичной медицинской помощью, то, что мы делали на основе так называемых "модульных технологий", когда быстро собирался центр, "нафаршировывался" – извините за такое выражение – современным оборудованием и достаточно быстро мог приступить к работе. При этом если технологии будут меняться, а жизнь не стоит на месте, и возникают все новые и новые медицинские методики, можно будет, естественно, при наличии соответствующего финансирования часть оборудования изъять и поставить новое оборудование. В этом – смысл вот этих модульных медицинских центров. Но даже без них мы сегодня говорим о том, что создаются 82 региональных центра сосудистых заболеваний по всей стране. Вот это, может быть, в особенности важно, потому что мы знаем, смертность от сердечно-сосудистых патологий стоит на первом месте",- сказал глава российского государства.

Но мало построить центр – нужно его еще и загрузить, иначе может получиться как на этой неделе в Пензе, где закончились квоты на операции. Хирургов распустили в отпуска, аппаратуру "зачехлили". К счастью, ненадолго. Усилиями "сверху" квоты всё-таки нашлись. "Еще одна тема – из другой области медицины – это так называемые родовые сертификаты, – продолжил Дмитрий Медведев. – Я могу сказать, что это, может быть, одна из наиболее удачных составляющих национального проекта "Здоровье". В конечном счете уже получилось так, что более 90% будущих матерей и состоявшихся матерей получили этот родовой сертификат. К чему это привело? Это привело, во-первых, к увеличению финансирования здравоохранения, конкретных женских консультаций и соответствующих больниц, родильных отделений. Это позволило увеличить заработную плату врачей и сестер, которые этим занимаются. Но самое главное, чего ждали просто женщины, это позволило улучшить качество медицинской помощи. И это на самом деле неплохой результат".

"У нас за последний год произошел прирост общего числа рождений практически на 7%. Несмотря на очень сложную демографическую ситуацию, несмотря на то, что мы все равно находимся в не лучшем состоянии с точки зрения демографического тренда, все-таки 6,7% прироста рождений – это очень хорошая цифра, и я надеюсь, что мы сможем ее сохранить. Одновременно это сопровождается общим количеством уменьшения смертей и смертей младенцев, что на самом деле тоже для нас очень важный показатель, потому что ситуация с младенческой смертностью в нашей стране была очень и очень непростой. Она и сегодня остается довольно сложной, но уже по некоторым регионам мы уже выходим на цифры, сопоставимые с европейскими",- добавил президент.

Лекарства подорожали, причем, заметно. За "пакетик" от простуды еще месяц назад пришлось бы отдать рублей 200, сейчас – 350. Производители объясняют: импортные препараты подорожали вслед за валютой, отечественные – также, потому что сырьё – из-за рубежа. Но аптечные цены их удивляют тоже. "Многоуровневая цепочка дистрибьюторов, огромные "накрутки" аптек приводят к тому, что стоимость лекарственных средств в аптеках возрастают в разы", – констатирует медицинский директор фармацевтической фабрики Роман Иванов.

Это сговор аптечных сетей, уверен Дмитрий Медведев. И за это "по рукам надо давать". "От того, в каком состоянии находится лекарственный рынок, зависят жизнь и здоровье миллионов наших людей, и тех, у кого много денег, и тех, у кого денег, к сожалению, совсем немного, – подчеркнул президент РФ. – Поэтому эта задача для всего государства. Что я могу сказать? Мы, в целом, за последнее время предприняли все-таки достаточно эффективные, на мой взгляд, шаги для того, чтобы навести здесь порядок. Хотя кризис сказался на этой сфере самым таким сложным образом, потому что у нас только на 30% приблизительно рынок обеспечивается нашими препаратами. 70% препаратов – это импортные препараты, к сожалению. Наша промышленность фармакологическая пока к этому не готова. Раз это так, то при изменении курса иностранной валюты происходит удорожание соответствующих препаратов. Пересчитывают так, что иногда становится просто больно, как это делается. Речь идет о том, что увеличение происходит не пропорционально, скажем, изменению курса той или иной валюты. Я уже об этом говорил в одном из интервью, и после этого сигнал прошел, наши коллеги в регионах этим занимались. Но не только они. Занималась и прокуратура".

"Что необходимо делать? Нужно отслеживать ситуацию на местах, потому что весь наш лекарственный рынок состоит из нескольких сегментов. Первая часть – это то, что связано с дорогостоящей лекарственной помощью по семи заболеваниям, как говорят медики, по семи нозологиям. Вторая часть – это так называемое дополнительное лекарственное обеспечение, которое финансируется за счет различных источников, в том числе федерального бюджета, и за которое отвечают сегодня у нас регионы. Это тоже десятки миллиардов рублей. В общей сложности объем финансирования лекарственных препаратов в этом году составляет около 80 миллиардов рублей. В этом случае уже задача регионов – следить за тем, чтобы эти лекарственные препараты закупались по нормальным ценам, потому что, как мне докладывают, к сожалению, зачастую закупки осуществляются с надбавками или, так сказать, с вот этим "дополнительным вознаграждением" к отпускной цене в 80 иногда и 100%. Неприемлемое увеличение, потому что таких "вознаграждений" быть не может",- заявил глава государства.

"Это те процессы, с которыми должны разбираться антимонопольные органы, прокуратура и другие правоохранительные структуры. Причем, по совершенно обычным препаратам, подчеркиваю, это препараты из группы обычных жаропонижающих средств – таких как аспирин, антивирусные препараты. И вот это неприемлемо. Здесь нужно точно "давать по рукам" самым жестким образом. И, наконец, третья группа препаратов, которая продается на свободном рынке, в аптеках имеется в виду, это нерегулируемый рынок. Здесь мы должны следить за теми ценами, которые заявляют производители. И такая система сейчас отлаживается – с тем, чтобы эти цены не только определенным правильным образом формировались, но и публиковались, с тем, чтобы нам было понятно, откуда появилась такая цена. Если мы сможем отрегулировать ситуацию во всех трех составляющих, у нас будет нормальный современный лекарственный рынок",- подчеркнул Медведев.

Антимонопольная служба теперь будет следить за ценами практически онлайн – через специальную программу, цифры в которой будут обновляться ежедневно. Резкий скачок цен и – получите предписание. Не помогло – ждите прокуроров в гости. В аптеках Волгограда дождались. Проверка показала: небольшие нарушения есть почти везде. Аптека, в которой они оказались злостными, – уже на замке. "Произошло нарушение, завышение этих надбавок свыше 30%", – сообщил прокурор Кировского района Волгограда Виктор Белоус.

А вот к другой проблеме нужен адресный подход. Президент говорил о состоянии больниц и отдельно вспомнил про 11-ю больницу в пригороде Рязани. "У нас все больницы, за редким исключением медицины, которая финансируется за счет платных источников, – это совершенно обычные больницы со всеми вытекающими отсюда последствиями. И мы прекрасно понимаем, что условия лечения в них далеко не блестящие. Это комплексная проблема, но ее решать необходимо абсолютно конкретным, адресным путем, – убежден Дмитрий Медведев. – Что я имею в виду? Вот я не так давно ездил в Рязань. И так получилось, что в ходе поездки ко мне обратился человек через Интернет с предложением посмотреть, как дела в инфекционном отделении их местной больницы. Посмотрели, естественно, прослезились. Все выглядит ужасно. Пришлось дать прямое поручение. Насколько я понимаю, мне доложили, сейчас оно исполняется, до сентября месяца там все будет приведено в порядок. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, от конкретных руководителей, от ситуации в регионе, в муниципалитете. Если это является приоритетом, всегда какие-то "копейки" можно найти. А если эта тема задвинута на задний план, ничего не происходит".

Деньги в области быстро нашлись. Причем, не только на это отделение, но и на всю остальную больницу. "Федеральный центр от своих обязательств, – пообещал Дмитрий Медведев, – тоже не откажется. Особенно, сейчас. Если говорить о здоровье нашего здравоохранения, то, конечно, я хотел бы сказать, что здесь есть проблемы, проблемы, связанные и с тем, что мы получили "в наследство", и с тем, что происходит в целом в экономике. Иными словами, на состоянии нашего здравоохранения сказываются и прежние проблемы, и текущая экономическая ситуация. Но при этом ни один из приоритетов, которые мы обозначали, в том числе, когда начинали заниматься национальным проектом "Здоровье", мы не только не отменили, но даже не уменьшили по объему финансирования. В этом плане все остается так, как мы и задумывали. Другой вопрос, что, может быть, темпы продвижения по некоторым направлениям нам придется скорректировать. Тем не менее, будем продвигать высокотехнологичную медицинскую помощь и лекарственное обеспечение, и работу по наиболее приоритетным программам здравоохранения, таким, как онкология, туберкулез, сердечно-сосудистая патология, то есть будем заниматься всем, чем начали заниматься до того".