На верфи яхт-клуба в Санкт-Петербурге строится реплика корабля "Полтава"

Верфь исторического судостроения, учрежденная Яхт-клубом Санкт-Петербурга, в эти дни справляет трехлетие с момента закладки уникального корабля – реплики 54-пушечной "Полтавы", изначально построенной в 1712 году при участии императора России Петра Первого.

Верфь исторического судостроения, учрежденная Яхт-клубом Санкт-Петербурга, в эти дни справляет трехлетие с момента закладки уникального корабля – реплики 54-пушечной "Полтавы", изначально построенной в 1712 году при участии императора России Петра Первого.

За три года кропотливой работы историков, инженеров и строителей 54-пушечный линейный корабль "Полтава" уже обрел основные черты и поражает свой грандиозностью. "Дольше всего искали дерево на киль – почти год, — говорит главный строитель "Полтавы" Михаил Плеханов — требования к этой детали корабля предъявляются очень высокие, ведь это основа, "хребет" корабля".

Спустя несколько месяцев поисков подходящие стволы дуба были найдены, обработаны, и в феврале 2014 года соединены в единый килевой брус длиной 36 м с помощью оцинкованных креплений, которые торжественно забили директор верфи Андрей Грошиков, командор яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров и Плеханов.

"Сейчас завершены две трети работ по постройке корабля. Полностью готовы закладка и поперечный набор. Установлено 80% обшивки, из трех палуб готовы полторы. Более половины рангоута – мачты и реи – изготовлены, заканчиваем парусные комплекты. Мы движемся. Сама верфь значительно выросла. Сейчас это несколько мастерских", – продолжает Плеханов.

Реализация столь масштабного проекта – очень смелое начинание. Вопрос не только в финансировании – сложности возникают на каждом шагу. Это и подбор леса, проектирование частей корабля, разработка технологий постройки, квалификация персонала и многое другое. Работа над кораблем начиналась с частично сохранившихся "тетради Скляева" и построечной таблицы аналогичного линейного корабля.

"Мастер верфи в этой таблице фиксировал, сколько деревьев взято для какой части корабля, – рассказывает Плеханов. – Но в построечной таблице, которая легла в основу современного проекта, не хватает первых страниц, и невозможно точно сказать, был ли это документ той самой "Полтавы". Но это совершенно точно 54-пушечный корабль из той же серии".

Сегодня для строительства "Полтавы" выпущено уже более 1000 чертежей, использовано более 1800 стволов дуба и дерева других пород. Параллельно проведена огромная работа с Российским морским регистром судоходства в направлении разработки стандартов и технических условий, которым должна соответствовать "Полтава". Специалисты Регистра еженедельно инспектируют строительство корабля.

"Создание подобного корабля-музея – дело государственной важности, — говорит директор верфи Андрей Грошиков, — ведь это символ эпохи, события которой определили развитие нашей страны на столетия вперед".

Часто возникает вопрос о том, насколько строящаяся "Полтава" точно повторяет петровский корабль? "Как уже сказано выше – точных чертежей той "Полтавы" не сохранилось, равно, как и детальных изображений, — говорит Плеханов, — кроме этого, требования Морского регистра вносят некоторые коррективы". По словам корабела, современная "Полтава" будет остойчивей и надежней, а главное – очень изящной и грациозной.