Кенневикского человека все-таки похоронили

Кенневикский человек. Реконструкция внешности по черепу. Фото: Amanda Danning, Brittney Tatchell / Smithsonian Institution
Полный скелет Кенневикского человека. Фото: Chip Clark / Smithsonian Institution
2006 год. Антропологи Смитсоновского института Карин Брювелхайде и Дуглас Оусли изучают скелет Кенневикского человека. Фото: Chip Clark / Smithsonian Institution
Кенневикский человек. Реконструкция внешности по черепу. Фото: Amanda Danning, Brittney Tatchell / Smithsonian Institution
Полный скелет Кенневикского человека. Фото: Chip Clark / Smithsonian Institution
2006 год. Антропологи Смитсоновского института Карин Брювелхайде и Дуглас Оусли изучают скелет Кенневикского человека. Фото: Chip Clark / Smithsonian Institution
Захоронение останков Кенневикского человека положило конец судебной тяжбе, длившейся двадцать лет: по сути, это было противостояние между традициями коренных американцев и возможностями современной науки.

Наука понесла тяжелую утрату: 8500-летние останки Кенневикского человека наконец обрели вечный покой в окружении родных и близких.

Захоронение древних останков положило конец судебной тяжбе, длившейся двадцать лет, с 1996 года: по сути, это было противостояние между традициями коренных американцев и возможностями современной науки.

Человеческие кости были найдены туристами в 1996 году в Кенневике (штат Вашингтон), на берегу реки Колумбия, протекающей по штатам Вашингтон и Орегон на северо-западе США.

Как только эксперты выяснили возраст останков, индейские племена северо-запада Америки немедленно заявили свои права на древние кости. Логика такова: мужчина, погибший 8500 лет назад, может быть только коренным американцем, только местным, следовательно, он – предок современных индейцев, «Древнейший». А значит, его останки должны быть захоронены в соответствии с традициями и обрядами коренных американцев.

Этому требованию долго и с переменным успехом сопротивлялись ученые. Их логику тоже можно понять: для начала нужно исследовать останки, чтобы доказать или опровергнуть связь между Кенневикским человеком и современными индейцами. В первые годы исследований эта связь выглядела сомнительно, но коренное население не сдавалось и требовало установления истины через суд.

2006 год. Антропологи Смитсоновского института Карин Брювелхайде и Дуглас Оусли изучают скелет Кенневикского человека. Фото: Chip Clark / Smithsonian Institution


Путаница (или, по выражению антрополога Дэвида Мелцера, «бардак») в этом деле началась сразу. Коронер, первым изучавший Кенневикский скелет, обнаружил в тазовой области мужчины наконечник стрелы, из чего сделал вывод, что останки принадлежат бледнолицему, убитому краснокожими в XIX веке. Затем выяснилось, что Кенневикским останкам никак не меньше 8000 лет, что, разумеется, полностью исключает предложенный коронером сценарий.

Затем на одной из пресс-конференций ученые очень неудачно использовали применительно к останкам термин «кавказоид» (Caucasoid) – устаревшее определение из лексикона XIX века, применявшееся для обозначения расовой принадлежности чрезвычайно широкого спектра народов из Европы, Африки и запада Азии. Но журналисты в тонкостях антропологического жаргона не разбираются: они расслышали иное, более знакомое слово Caucasian (которое, конечно, вовсе не означает «кавказец» — в США это слово используется для обозначения людей европеоидной расы).

В таком виде информация попала в прессу, и «все начали ломать голову, пытаясь понять, как европеец оказался в Северной Америке и был убит стрелой за тысячи лет до того, как европейцы открыли этот континент. Это был момент, когда у всех окончательно поехала крыша и вся история превратилась в полный бардак», — рассказывал изданию Live Science антрополог Дэвид Мелцер (David Meltzer) в 2015 году. Мелцер, профессор антропологии Южного Методистского университета в Далласе, принимал участие в предпоследнем исследовании останков из Кенневика: его работа помогла расставить недостающие точки над «i».

Кенневикское дело наглядно иллюстрирует как несовершенство, так и невероятную скорость развития современной науки. Да, первые попытки извлечь ДНК из древних останков провалились – но следует помнить, что в 1990-е годы палеогенетика была еще очень молодой наукой. Ученые до сих пор совершенствуют методы извлечения и анализа древней ДНК, о чем мы неоднократно рассказывали – например, в материале об исследовании останков родственников Тутанхамона и статье о грандиозном шведском проекте «1000 древних геномов».

Потерпев неудачу с ДНК, первые исследователи останков из Кенневика решили зайти с другой стороны – традиционной антропологической. Они измерили череп мужчины и пришли к выводу, что никакого отношения к коренным народам Америки он иметь не может. Форма и промеры черепа, по мнению антропологов 1990-х, говорили о связи покойного с народами современной Полинезии или с айнами, коренным народом Японии.

Американские индейцы, понятное дело, с этими выводами не согласились. Шли годы. Исследования продолжались. Многие из полученных данных подтвердились в ходе современных «перепроверок», однако кое-какие странности остались.

Кенневикский человек погиб в возрасте 35-45 лет. Данные изотопного и других анализов говорят о том, что в течение жизни он питался в основном морской рыбой и другими морскими обитателями, однако мужчина погиб и был похоронен почти в 500 км от побережья Тихого океана. Кенневикский человек в течение жизни пил талую ледниковую воду, однако 8500 лет назад ближайший источник такой воды находился на Аляске. Исследователи предположили, что мужчина часто перемещался на большие расстояния – а что еще можно предположить? Развитая мускулатура и различные травмы, включая переломы ребер, говорят о нелегкой жизни и тяжелом труде человека из Кенневика.

Генетики повторно добрались до останков в 2015 и 2016 годах, когда палеогенетика уже твердо встала на ноги. Ученые успешно извлекли и исследовали образец ДНК из кости руки Кенневикского человека, результаты работы 2015 года были опубликованы в журнале Nature. Генетики сравнили полученные данные с ДНК современных индейских народов (не всех – некоторые племена принципиально отказались передавать ученым свой генетический материал), а также с ДНК айнов и полинезийцев. Все говорило в пользу того, что именно индейцы являются потомками Кенневикского человека, а полинезийцы и айны ни при чем.

Полный скелет Кенневикского человека. Фото: Chip Clark / Smithsonian Institution


Антропологи повторно изучили череп Кенневикского человека – тут пригодились навыки профессора Дэвида Мелцера. Вывод: все промеры укладываются в диапазон нормы для древних представителей индейских народов.

Связь Кенневикского человека с коренным населением Америки можно было считать доказанной, но ученые пошли дальше: они выяснили, какое именно племя может считать себя потомком «Древнейшего». Генетически с человеком из Кенневика в той или иной степени связаны почти все индейцы северо-запада США, но наибольшее соответствие наблюдается у представителей резервации Колвилл. Любопытно, что племена Колвилл одними из первых заявили о своем родстве с Кенневикским человеком и до конца сохраняли эту уверенность.

Ученые не преминули добавить, что есть вероятность существования племен, еще более генетически близких «Древнейшему» из Кенневика, но пока ученые не получат образцы ДНК от всех индейских народов, выяснить это невозможно. Эдакий научно-эмоциональный шантаж.

Дополнительное и окончательное генетическое исследование было проведено в 2016 году специалистами Инженерного корпуса армии США: оно подтвердило выводы 2015 года. Изучив представленные данные, суд принял решение о захоронении останков Кенневикского человека в соответствии с Законом о защите и репатриации могил коренных американцев от 1990 года, сообщает Live Science.

«Истина восторжествовала над заблуждением», — заявил прессе Чак Сэмс, главный по связям с общественностью от конфедерации племен резервации Юматилла, намекая на то, что индейцы северо-запада США с самого начала утверждали, что Кенневикский человек является их предком и не сдавались двадцать лет, вопреки первым неверным выводам ученых.

17 февраля кости и личные вещи человека из Кенневика были переданы представителям племен юматилла, якама, не-персе, ванапам и конфедерации племен резервации Колвилл. Останки были захоронены по индейскому обряду на берегу реки Колумбия, как и 8500 лет назад. Но река длинная, и где именно сейчас покоятся древние кости – неизвестно: точное место по понятным причинам не раскрывается.