Оранжевые маршрутки в столице: насколько это законно?

У синих московских маршруток появился конкурент: в столице можно увидеть ярко-оранжевые микроавтобусы. Они тоже перевозят пассажиров и следуют теми же маршрутами, что и официальные коммерческие автобусы. При этом лицензии на городские перевозки у компании нет. Насколько все это законно и безопасно?

У синих московских маршруток, похоже, появился конкурент. На столичных дорогах теперь можно увидеть ярко-оранжевые микроавтобусы. Они тоже перевозят пассажиров и следуют теми же маршрутами, что и официальные коммерческие автобусы. При этом лицензии на городские перевозки у компании нет. Насколько все это законно и безопасно?

Эти оранжевые автобусы появились в районе Славянского бульвара совсем недавно. Они полностью дублируют маршруты официальных перевозчиков, проезжают те же самые остановки. Средний интервал движения — 5-10 минут, то есть, фактически они работают как обычное маршрутное такси.

Никаких лицензий на регулярные перевозки этим маршруткам власти Москвы не выдавали, но организаторы этого бизнеса придумали хитрую схему, чтобы выйти на прибыльный рынок. По документам поездки оформляются как заказные — якобы с пассажиром при каждой посадке заключается договор фрахтования — то есть, аренды. Формально придраться невозможно.

"Чтобы с нами кататься, Вы должны программу скачать, авторизоваться, баланс пополнить. Вот у нас QR-код, вот валидатор. Сюда прикладываете. 30 рублей поездка. Это как маршрутка — но инновационная маршрутка", — объясняют потенциальным пассажирам.

— Много автобусов на маршруте?
— Восемь автобусов, но мы бегаем, крутимся.
— Много пассажиров?
— Пока немного, но свои пассажиры есть.

Оплата производится только по безналичному расчёту. За смену водитель перевозит в среднем 100-120 человек. То есть, дневная выручка с каждого автобуса — примерно три с половиной тысячи рублей.

— Мы со "Славянского бульвара" на "Матвеевскую" едем. Это как пилотный проект, получается. Со временем будем расширяться, говорят.

Чтобы ездить на этих автобусах, нужно пройти регистрацию через Интернет. Перевозчик требует указать паспортные данные, адрес проживания, мобильный телефон и номер банковской карты.

— Какие данные отображаются?
— Все. Номер паспорта...
— А для чего это нужно?
— Ну — для проверки, что это наши люди.

Данные отображаются на дисплее у водителя. То есть, фактически перевозчик знает все о каждом пассажире.

— Они скачали мне вот такое приложение, и по нему я езжу.
— А вас не смущает, что вы личные, паспортные данные передаете? Вообще всю информацию личную?
— Нет. Потому что это как бы автобусы — что здесь такого?

"Те люди, которые передают свои личные сведения, не до конца просчитывают последствия всего этого. Эта схема действительно незаконная, потому что перевозчики выдают фактически регулярные перевозки за заказные", — говорит исполнительный директор Транспортной ассоциации Московской агломерации Норайр Блудян.

Такие компании отбирают доходы у легальных перевозчиков. По словам экспертов, надо устранить юридическую лазейку — ввести лицензирование в том числе и для заказных перевозок, как это раньше сделали для регулярных.

"Если в этих перевозках может участвовать неопределенный круг лиц — то есть, кто хочет, — то по своей сути они не могут быть заказными", — говорит Норайр Блудян.

Эту инициативу готов поддержать Минтранс России. Необходимые поправки в закон примут, возможно, уже до середины этого года.