Защитить диких от цивилизованных: выживут ли контактные зоопарки в Москве?

Контактные зоопарки, передвижные цирки и домашние зверинцы могут стать вне закона. К разработке проекта "Об охране диких животных" решено подключить горожан. Опрос общественного мнения стартовал в Сети. Как новый документ может изменить жизнь экзотических питомцев и их владельцев?

Контактные зоопарки, передвижные цирки и домашние зверинцы могут стать вне закона. К разработке проекта "Об охране диких животных" решено подключить горожан. Опрос общественного мнения стартовал в Сети. Как новый документ может изменить жизнь экзотических питомцев и их владельцев, и почему тянуть с его принятием уже нельзя?

Закройте комнату! Я — дома, я здесь живу, вали отсюда с этой камерой!

Хозяйка квартиры наотрез отказывается пускать полицейских внутрь. В комнате, по словам зоозащитников, в ужасных условиях содержат редких сов. Вот видео, которое неравнодушные люди сняли накануне. Птицы сидят на кровати, на сушилке для белья, лежат на стульях без признаков жизни.

"Началось все с того, что я пришла к своему другу в гости и обнаружила на лестнице мертвую сову. Прямо на лестнице общего пользования!" — рассказывает Василина Щукина.

"Эти совы умирают. В принципе, там видно, когда сова лежит на стуле — здоровая птица никогда не будет так лежать", — говорит орнитолог, директор Центра реабилитации и реинтродукции диких животных Анна Лисицына.

Как утверждает орнитолог, держат в квартире так называемых ушастых сов — этот вид занесен в Красную книгу Москвы и охраняется государством. Однако прибившие на место полицейские сделать ничего не могут — частная собственность.

ППС этим не занимается.

Нередки случаи, когда дикие животные страдают не за закрытыми дверьми, а в общественных местах. Контактный зоопарк на Старом Арбате: в небольшом душном помещении прямо на плитке, слегка присыпанной опилками, живут обезьяны, лисы, еноты.

Большинство вольеров открытые. Зайти может любой желающий. При этом животным деться некуда. Вот сурикаты, в буквальном смысле загнанные в угол.

С утра до вечера их берут на руки, гладят, тискают — зверушки здесь воспринимаются исключительно как игрушки. Хорек, запутавшийся в целлофане, кажется посетителям очередной забавой.

— Он так задохнется!
— Да нет — как он задохнется-то?!

- Вы считаете это нормальным, когда так содержатся дикие животные — в духоте?

Все чаще диких животных можно встретить и в ресторанах. В этом антикафе тоже поселили сов. Управляющего, судя по всему, мало заботит то, что ночные хищники должны днем спать — в помещении горит яркий свет.

- Мы считаем, что свет неяркий. Они — как люди, считают нужным поспать — могут поспать. Могут спать, могут не спать — по-разному может быть.

После такого отношения животные либо погибают, либо, покалеченные и побитые, оказываются в центрах передержки. Еженедельно туда поступают десятки пострадавших зверей.

- Подарили богатым людям, а потом — девать-то некуда, привязали на цепь. Кормят бутербродами с колбасой, сыром.

Проблема в том, что доказать жесткое обращение и привлечь к ответственности хозяев животных практически невозможно. В существующем законе не прописаны условия содержания зверей, чем пользуются недобросовестные приобретатели. А понятия "контактный зоопарк" вообще не существует.

- Когда их с поличным, что называется, поймали на содержании краснокнижных видов, они сразу напоминают — мы зоопарки, у нас статус зоопарков, мы можем содержать краснокнижных животных!

Сейчас как на федеральном, так и на местном уровне разрабатываются новые правила, которые призваны защитить экзотических животных. В частности, есть инициатива полностью запретить форматы контактных зоопарков, передвижных цирков и фотобизнес с использованием диких зверей и птиц.

У москвичей появилась возможность внести свои предложения. На сайте правительства Москвы 13 марта запустили новую платформу, где идет сбор идей. Мнения горожан будут рассмотрены экспертами. Те, что получат наибольшую поддержку, войдут в проект городского закона об охране животных. Сбор предложений продлится до 24 марта.