Илья Михальчук: кризис заставляет оперативнее решать проблемы

Заготовка леса и переработка древесины сильнее всего пострадали от кризиса в Архангельской области. Местные власти работают над стабилизацией обстановки в отрасли. Подробнее об этом в интервью "Вестям" рассказал губернатор Архангельской области Илья Михальчук.

Заготовка леса и переработка древесины сильнее всего пострадали от кризиса в Архангельской области. Местные власти работают над стабилизацией обстановки в отрасли. Подробнее об этом в интервью "Вестям" рассказал губернатор Архангельской области Илья Михальчук.

- Илья Филиппович, вы возглавляете Архангельскую область чуть больше года, и так получилось, что сразу начался кризис. Насколько вы себя комфортно чувствуете в губернаторском кресле и насколько успели погрузиться в специфику региона?

- Погрузился полностью. Глубина погружения определяется, конечно, временем и скоростью решения проблем. Я уже объездил все районы по два-три раза. Кризис заставляет больше ездить. Необходимо оперативное решение проблем, нужно быстрее в них вникать.

- Если говорить о конкретных районах Архангельской области, какие отрасли экономики больше всего пострадали от кризиса?

- В основном это лесопереработка и лесозаготовка. Этот сектор – основной поставщик налогов в нашу казну. Резко упала мировая цена на целлюлозу и пиломатериалы. Но вместе с тем руководство предприятий области и сами коллективы успели сориентироваться и во многом упредили резкое падение.

- В 2008 году на "Севмаше" работали 25 тысяч человек – рабочие, инженеры. Сейчас какое-то сокращение произошло или нет? Удалось ли сохранить коллектив?

- Практически нет. Сегодня – 24 тысячи работающих. Сокращение произошло только за счет того, что часть социальных предприятий была передана в муниципальную сферу, а что касается производственной, то все работают. Она сегодня ориентирована на ряд других направлений, не оборонных. Это и производство рыболовецкий судов, и уникальное производство винтов чуть ли не для всего мира. Это говорит о том, что предприятие очень твердо стоит на ногах. Мы думаем о расширении, о выполнении гражданских заказов.

- Если в лесозаготовке небольшое падение есть, то здесь вообще нет падения?

- Можно сказать, что нет.

- На прежнем уровне?

- Совершенно верно.

- Еще одна отрасль, очень характерная для Архангельской области, – добыча рыбы. Мясо нужно выращивать, нужно запускать целый комплекс мер, до того момента как оно появится на прилавках. С рыбой проще. Вы рассматривали возможность увеличения добычи рыбы? Насколько это реально? Насколько это необходимо? И как себя чувствует рыбная отрасль?

- Рыбная отрасль чувствует себя нормально. Самая большая проблема в рыболовстве – устаревающий флот. Сегодня более чем на 70% он имеет износ. Новые суда дорого стоят, и их строительство нужно возобновлять. А что касается объемов рыбной ловли, то очень правильное решение приняло правительство: сегодня улов рыбы в прибрежной – 200-мильной зоне – должен быть обязательно растаможен в российских портах. Это дает возможность не перепродавать сразу наш улов на сторону, а обязательно наши рыболовецкие суда приходят в российские порты и растамаживают, а, растаможив здесь, вывозить его за пределы нецелесообразно. И вот уже первая партия – полторы тысячи тонн мойвы, трески – пришло к нам и пошла на наши прилавки, нашим горожанам. Конечно, в первую очередь жителям Архангельской области по цене на 20-30% дешевле, чем это было бы по старой схеме.

- Жители центральных регионов пока не видят хорошей, а тем более дешевой рыбы на прилавках – все-таки пока очень дорого. В Архангельской области сколько стоит рыба?

- Килограмм трески сегодня стоит 120 рублей. Если без посредников, то и 80 бывает. А раньше он стоил до 150-160 рублей. Основная партия идет на реализацию в центральный регион, в частности, в Москву.

- Рост цен – насколько острым сейчас является этот момент в регионе? Насколько люди страдают из-за роста цен на другие продовольственные товары?

- В рамках антикризисных мер правительства мы еженедельно мониторим продовольственные товары, перечень тех продуктов, которые входят в потребительскую корзину. Конечно, есть сезонное повышение. Например, цена на капусту повысилась на 6-10%. Но на хлеб мы держим цены. У нас был случай, когда один из хлебокомбинатов увеличил цену на 5%. Через Антимонопольный комитет проанализировали структуру затрат и вернули все назад – хлеб стоит столько же, сколько раньше.

- Безработица – очень важный пункт в антикризисной программе. Как вы справляетесь с ней? Что происходит на рынке труда?

- Да, безработица понемногу растет. По нашей области она составила порядка 3%. Многое – это оптимизация производства. У нас есть свой государственный региональный заказ на подготовку специалистов в начальных и средних специальных учреждениях. И этот заказ, который готовит специалистов по более чем 60 специальностям, дает возможность, переориентировавшись на те профессии, которые нужны и востребованы на рынке, переучиваться. На этот региональный государственный заказ мы ежегодно тратим где-то миллиард 100 миллионов рублей. Эти деньги идут на начальные профтехучреждения, которые помогают переучивать. Это хорошее большое подспорь. Например, н аодном из предприятий сокращаются объемы – мы тут же обучаем, готовим специалистов уже по другим специальностям, в других секторах экономики.

- Какое количество жителей Архангельской области прошли переподготовку и получили новую работу?

- Сегодня обучаются порядка 450 человек. Конечно, многих устраивает пособие по безработице – порядка 5 тысяч. Это достаточно высокая планка. Обращение по получению пособия по безработице выросло в два с половиной раза, и нельзя сказать, что это плохо, – это государственная поддержка. Но вместе с тем мы широко используем механизм для приобщения людей к общественно-полезному труду. Принцип таков: не статистику вести – она, конечно, помогает мониторить и владеть ситуацией – а помогать каждому предприятию, каждому коллективу.

- При обсуждении антикризисной программы правительства уже на завершающем этапе не было каких-то принципиальных возражений. Все согласились, что план хороший, добротный и все зависит от того, как он будет работать в регионах. Сейчас уже можно какие-то первые результаты получить и проанализировать? В чем большее сопротивление, напряжение?

- Программу глубоко прорабатывали. Я как член президиума Госсовета участвовал в ее обсуждении. Я видел, с каким вниманием Дмитрий Анатольевич Медведев относился ко всему сказанному и губернаторами, и руководителями федерального уровня, и бизнесменами. Была видна заинтересованность руководства страны. Это дало возможность сформировать тот антикризисный план, который на этом этапе имел правильное направление и дал результат.

- Архангельская область – край российской земли с очень богатой историей, родина Ломоносова, Соловецкие острова... Едут ли туристы посмотреть на достопримечательност вашей области? Насколько этот поток внутреннего туризма можно усилить? И что выдумаете на этот счет, какие планы строите?

- Мы недавно утвердили стратегию развития нашей области. Одна из наиболее перспективных областей развития, в том числе и доходной части нашего областного бюджета, – туризм. У нас очень богатая область. 587 тысяч квадратных километров – огромная территория. У нас огромное количество святынь, в том числе и Соловецкие острова, Строгановская церковь, Каргополь, Пинега. К какой бы области ни не обратить взор свой, везде – дух старины, дух православия. Думаю, за туризмом у нас будущее.

- Если все-таки говорить о цифрах, к чему стремится Архангельская область?

- Конечно, цифры оставляют желать лучшего, потому что еще сложно с дорогами, с инфраструктурой. Но только на Соловецких островах бывают более 30 тысяч туристов и паломников.

- Ежегодно?

- Ежегодно. Но Соловецкие острова нельзя рассматривать как туристический комплекс – это святыня, монастырь, самое намоленное место России, место паломничества. И здесь у нас очень много вопросов, куда развиваться. Развивать ли музей, потому что многие приезжают действительно ознакомиться? Мое твердое убеждение, что Соловецкий монастырь – это в первую очередь святыня православия.

- Которая тоже, наверное, может приносить какой-то доход?

- Безусловно. Но мы все равно без помощи не сможет восстанавливать такие огромные комплексы. Доходы от услуг все равно пойдут на возрождение российской святыни, на благо российское.

Телеканал "Вести" продолжает показ серии интервью с губернаторами российских регионов. Руководители областей рассказывают о том, как финансовый мировой кризис сказался на субъектах Федерации и какие меры предпринимаются для выхода из сложившейся экономической ситуации.