В Солнечногорске пытаются спасти исторические башни от сноса

В Солнечногорске общественники протестуют против сноса водонапорных башен на железнодорожной станции. Построены они были в первой половине XIX века по проекту выдающегося архитектора. Башни давно не используются по назначению, однако градозащитники уверены, что это большая историческая ценность.

В Солнечногорске общественники протестуют против сноса водонапорных башен на железнодорожной станции. Построены они были в первой половине XIX века по проекту выдающегося архитектора. Башни давно не используются по назначению, однако градозащитники уверены, что это большая историческая ценность.

Железнодорожную станцию Подсолнечная, что в Солнечногорске, уже невозможно представить без этих двух зданий, построенных в 40-х годах XIX века. Они прочно вписались в привычную панораму привокзальной площади. Это две водонапорные башни, которые когда-то заправляли паровозы водой.

Башни представляли собой своего рода ворота для въезда на железнодорожную платформу. Этим путем ехал император Николай I, когда инспектировал открывшееся железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой.

Проектировались и возводились башни под руководством архитектора Константина Тона, который спроектировал храм Христа Спасителя и Большой кремлевский дворец. Постройки запечатлел на холсте советский художник Георгий Нисский. Картина называется "Полустанок". Сейчас здания, конечно, выглядят не так, как на полотне, но когда местные журналисты и общественники узнали, что их будут сносить, сразу встали на защиту истории.

"Общественность возмущена, потому что в городе не так много сохранившихся исторических зданий. У нас недавно произошел снос одного здания, которое носило историческую ценность, и жители не хотят утратить последнее", — объясняет журналист Андрей Бердыев.

Вся железная дорога Санкт-Петербург — Москва, уверены историки, это единый комплекс с массой уникальных зданий и сооружений, которые возводились в традициях классической архитектуры того времени. Подобных симметричных строений на всем пути больше нет. Да и во всей стране их сохранилось одна-две.

"Важно то, что остался один комплекс в Московской области. Это говорит как раз о том, что они ценны с исторической точки зрения. Разрушив эти здания, мы сотрем не только часть истории Солнечногорского района, но и часть истории страны", — считает Михаил Воробьев, председатель солнечногорского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

"Нужно вспомнить еще 1941 год, когда немцы были под Москвой, когда здесь стоял бронепоезд под командованием капитана Джахиева, и как раз на этом месте он заправлялся водой и воевал. Ну так давайте все разрушим", — возмущается Сергей Волошнюк, заместитель председателя Общественной палаты Солнечногорского муниципального района.

По проекту здесь планируется новый подземный переход. Территория рядом с ним будет благоустроена. Поскольку строения не имеют статус памятника истории и культуры, скорее всего, они пойдут под снос.

"Собственник водонапорных башен по своему усмотрению может распоряжаться данными строениями, не задействованными в технологическом процессе и не использующимися по своему прямому назначению. Сейчас они действительно не нужны", — говорит Александр Валов, заместитель начальника опытной московской дистанции путин Октябрьской железной дороги.

Единственный шанс спасти здания — присвоить им статус памятника местного значения. Сейчас этим вопросом занимаются общественники. Если водонапорные башни будут признаны исторической ценностью, снести их не сможет даже собственник.