За чистоту московских вод ответят осетры

Японский опыт применили на очистных сооружениях Москвы, там теперь выращивают осетров. Царской рыбе доверили, пожалуй, самую ответственную работу – с ее помощью тестируют качество очистки канализационных стоков.

Японский опыт применили на очистных сооружениях Москвы, там теперь выращивают осетров. Царской рыбе доверили, пожалуй, самую ответственную работу — с ее помощью тестируют качество очистки канализационных стоков. Современные технологии изменили и жизнь сотен людей, чьи дома находятся по соседству с очистными станциями.

Река Пехорка — излюбленное место рыбаков, ведь в ней водится даже осетр, который предпочитает сибирские чистые реки с быстрой проточной водой. Для московских рек это аномалия, но не природная, а высокотехнологичная. Вода здесь прошла через очистные сооружения "Мосводоканала".

"Для примера можем продемонстрировать. Вот водопроводная вода и уже очищенная вода, которая при вас выбирается из вторичного отстойника. Это, конечно, не последняя ступень очистки", — показывает Михаил Богомолов, заместитель генерального директора, начальник управления канализации АО "Мосводоканал".

Самая первая очистка — механическая. Здесь вода процеживается на решетках с десятимиллиметровыми прозорами. Таким образом убирается весь мусор, который потом прессуется и вывозится на полигон. Но песок решетки не задерживают, избавиться от него можно на следующей стадии очистки в бассейнах-песколовках. После вода должна отстояться. Уникальность этого резервуара в том, что он сделан по новой технологии из нержавеющей стали. Покрытие не закреплено, оно держится на поверхности воды. Таким образом, места для скопления газа не остается, и исключается неприятный запах.

Отстойник появился на Люберецких очистительных сооружениях после реконструкции в 2013 году и позволил жителям соседних районов дышать свежим воздухом. Но чтобы полностью избавиться от запаха серы, вода должна пройти и биологическую очистку.

"Здесь вода смешивается с активным илом. Это такое сообщество микроорганизмов, которое поедает органические загрязнения, которые находятся в сточной воде. Чтобы бактерии хорошо жили, поедали загрязнения, размножались, им также как и нам необходим воздух. При помощи воздуходувок сюда подается воздух", — объясняет Николай Белов, главный технолог управления канализацией АО "Мосводоканал".

Пробы воздуха берутся ежедневно. Отслеживают сероводород, аммиак, озон, угарный газ. После биологической очистки вода снова попадает в отстойник.

"Здесь происходит процесс отделения активного ила от очищенной воды. Грубо говоря, чтобы потом эту биомассу отработавшую вернуть обратно в сооружение, а очищенную воду в дальнейшем выпустить уже в реку", — поясняет Сергей Новиков, главный инженер Люберецких очистных сооружений.

Но прежде при помощи ультрафиолетового излучения в ней убивают все болезнетворные микроорганизмы. И если в этой воде выживают даже осетровые, то она действительно очень чистая. Опыт такого биотестирования позаимствовали у Японии. Когда мальки вырастают, их выпускают в реку.