Когда же именно люди "остепенились"? Ответить на вопрос помогла домовая мышь

Начало формирования тесной связи людей и мышей помогли установить коренные зубы грызунов.

Начало формирования тесной связи людей и мышей помогли установить коренные зубы грызунов.
Фото Global Look Press.

Многие уверены, что мыши и люди начали совместно проживать лишь при появлении сельского хозяйства. Но недавно исследователи значительно расширили временные рамки этой "дружбы". Более того, именно домовые мыши могут подсказать учёным, когда же именно люди перестали вести кочевой образ жизни.

Большинство людей близко знакомы с мышами, некоторые и вовсе живут с ними бок о бок в одном доме. И, согласно общепринятой точке зрения, эти грызуны начали совместно проживать с людьми при появлении земледелия. Новое же исследование предполагает другое: наши отношения с мышами могут быть ещё более древними.

Специалисты полагают, что тесная связь людей и мышей начала формироваться ещё 15 тысяч лет назад – до появления земледелия. Ранее считалось, что грызунов привлекли именно запасы сохранённых посевов.

Но начнём с истоков. Порядка десяти тысяч лет назад первые земледельцы "пустили свои корни", выражаясь в прямом и переносном смысле. Сельское хозяйство, как считается, помогло людям регулярно запасаться продовольственным ресурсами. Оно также способствовало тому, что охотники-собиратели начали возводить постоянные жилища. Всё это в конечном итоге привело к появлению сложных обществ во многих частях мира.

Предполагалось, что именно земледелие и подтолкнуло грызунов "сдружиться" с людьми. Однако, по результатам нового исследования, тесная связь людей и грызунов начала зарождаться между периодами "сидячего образа жизни" первых поселенцев и подвижного образа жизни охотников-собирателей. Доказательства? Исследователи говорят, что такой вывод можно сделать по отсутствию (или присутствию) распространённых домовых мышей.

Авторы работы исследовали период становления сельского хозяйства у наших предков и в связи с этим изучали имеющиеся сегодня данные о людях натуфийской культуры. Это древнее общество охотников-собирателей, которые проживали около 12500-9500 лет до нашей эры в той части Ближнего Востока, которая называется Левант.

Известно, что именно натуфийцы стали одними из первых, кто приручил различных животных – собак и свиней. Возможно, они также одними из первых стали заниматься земледелием.

Исследователи считают, что переход от сезонного сбора желудей и охоты на газелей к выращиванию пшеницы и ячменя происходил через промежуточный этап. Речь идёт о "полуосёдлом образе жизни", когда люди уже строили каменные жилища, но продолжали охотиться с целью пропитания. Затем они всё равно перемещались в другие края после того, как ресурсы исчерпывали себя. Но найти доказательства того, когда именно и как люди стали вести осёдлый образ жизни, было очень трудно.

В связи с этим археолог из Абердинского университета Томас Кукки (Thomas Cucchi) решил обратиться к существам, жившими рядом с людьми в то далёкое время. Речь идёт о домовой мыши (Mus domesticus), которая обитает, как правило, поблизости от дома (или даже в нём самом) либо засеянного поля. Кукки объединился с археологом Лиором Вайсбродом (Lior Weissbrod) из Хайфского университета, который изучает диких и одомашненных мышей, живущих сегодня в Кении.

Исследователи просмотрели окаменелые останки сотен моляров (коренных зубов) мышей, найденных в пяти различных местах – пещерах или открытых площадках – по всему Леванту. С течением времени они обнаружили зигзагообразный рисунок.

Около 200 тысяч лет назад (ещё до выхода на сцену натуфийцев) 100% всех моляров принадлежало македонским мышам (Mus macedonicus). Но уже 15 тысяч лет назад (во времена ранних натуфийцев) все моляры принадлежали домовым грызунам. Такие данные, скорее всего, говорят о том, что натуфийцы становились более осёдлыми, строили "полупостоянные" жилища, а их пищевые отходы использовались мышами.

Любопытно, что примерно 13 тысяч лет назад "удача" вернулась к диким мышам (то есть большинство зубов того времени принадлежало именно им), и это совпало с археологическими свидетельствами того, что натуфийцы начали возводить меньшие по размеру дома и срок их использования стал намного короче.

Спустя примерно 1000 лет домовая мышь вновь заняла более видное положение – моляры, принадлежавшие ей, составляли 80% от находок. К началу неолита (примерно 10 тысяч лет до нашей эры) и на заре начала сельскохозяйственного периода моляры "одомашненных" видов мышей снова составляли 100%.

"Подобные поселения позволили домовым мышам полностью устранить соперников, — говорит Вайсброд. – Единственный способ добиться такого эффекта – оставаться с натуфийцами на одном месте в течение достаточно долгого времени".

Иными словами, данные свидетельствуют о том, что изучаемые охотники-собиратели чередовали кочевой и оседлый образ жизни в течение тысячелетий, прежде чем начать заниматься земледелием.

 

"Исследование очень ценно", — считает антрополог Лиза Махер (Lisa Maher) из Калифорнийского университета в Беркли. Но, по её словам, это также подчёркивает, как мало мы ещё знаем о том, что же двигало древних людей к осёдлому образу жизни. Кроме того, научная работа также поддерживает мысль, что осёдлость не является необходимой предпосылкой к тому, что люди начинали заниматься земледелием.

"Удивительно, но благодаря скромным домовым мышам можно отследить важный этап в человеческой истории. Это мастерский способ отслеживания осёдлого образа жизни", — заключает специалист Мелинда Зедер (Melinda Zeder) из Национального музея естествознания в Вашингтоне.

Исследование о "дружбе" мышей и людей опубликовано в научном издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

Кстати, ранее сообщалось, что первые в мире земледельцы имели необычное происхождение.