Дочка меняет родителей: "Сбербанк" уходит с Украины

"Сбербанк" уходит с украинского рынка. Сегодня стало известно, что он продает дочернюю компанию, ставшую объектом атак националистов. Покупатели — латвийский "Норвик банка" и белорусская компания, которой владеет британский подданный Саид Гуцериев, сын владельца "Руснефти" Михаила Гуцериева.

"Сбербанк" уходит с украинского рынка. Стало известно, что он продает дочернюю компанию, ставшую объектом атак националистов. Покупатели — латвийский "Норвик банк" и белорусская компания, которой владеет британский подданный Саид Гуцериев, сын владельца "Руснефти" Михаила Гуцериева. Именно Саид Гуцериев — мажоритарный акционер консорциума. На сделку уже отреагировали в Кремле.

Как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, там внимательно следят за происходящим с российскими компаниями на Украине. И после всех последних событий ее можно считать страной с нулевой инвестиционной надежностью. Кстати, эти слова уже делом подтверждают сами инвесторы — причем не только российские.

Украину начинают покидать те, кто еще недавно торжественно обещал долларом и евро поддержать ее экономику. Потворствуя националистам и поощряя устроенную ими блокаду, Киев уже лишил себя угля из Донбасса. Теперь, снова благодаря радикалам, он лишается не менее важного для экономики топлива — инвестиций.

Стук молотка и визг дрели. Часть улицы Владимирской огородили строительной лентой. Блок за блоком разрушают стену, которой две недели так гордились националисты. Желто-синие палатки собраны, частично с фасада уже сняли листовки. Вот канистры с растворителем, чтобы стереть настенные рисунки, которые оставили радикалы. Здесь больше не видно флагов и не слышно лозунгов. Главное отделение "Сбербанка" разблокировано. Сегодня был первый рабочий день.

Похожий бардак коммунальные службы устраняют в Запорожье и в Днепропетровске. О прекращении блокады офисов "Сбербанка" националисты заявили еще накануне, до объявления о продаже украинской "дочки". При этом, в опубликованном тексте радикалы пугают, что закончен только первый этап, впереди — вторая волна. Пауза нужна лишь для того, чтобы украинские граждане могли забрать свои сбережения.

Изменились ли планы националистов в связи с продажей банка, неясно. Радикалы новость не комментируют. Но одного они добились точно. Привлечь инвесторов Украине будет еще сложнее. Острый дефицит внимания иностранного бизнеса Киев стал ощущать сразу после Майдана. За два года в рейтинге инвестиционной привлекательности страна упала с 76 на 85 место.

Напуганные политической нестабильностью и коррупцией зарубежные компании уходят одна за другой. Так, например, в Киеве закрылся завод по производству упаковки "Тетра Пак". Уехали два финских представительства: производитель красок "Тиккурила", и "Руукки". Закрыла офис в украинской столице консалтинговая компания Cushman & Wakefield. Так и не зашел на украинские поля сельхозгигант "Монсанто". Отказалась от всех проектов нефтяная "Тексако".

"Есть яркий пример последнего времени по энергетическим компаниям. Когда-то у нас была, планировалась добыча сланцевого газа. Были американская компания "Шелл", "Шеврон", и они планировали зайти и добывать сланцевый газ. Но после того, как были события 14-го года, ну и, плюс, не было экономических обоснований для добычи сланцевого газа в Украине, они ушли. Это только маленький, или небольшой, энергетический комплекс в пределах Украины", — говорит экономист Александр Колтунович, эксперт движения "Украинский выбор — право народа".

Перспективной для инвестиций отраслью в Киеве называют авиастроение. Еще два года назад утверждалось, что иностранный бизнес так заинтересован этой отраслью, что готов вкладывать баснословные деньги. Например, завод Антонов, согласно заявлениям, должен был строить не меньше 50 самолетов в год. Но предприятие по-прежнему еле сводит концы с концами. Равнодушны инвесторы и к украинскому ракетостроению, судоверфям и высокотехнологичным отраслям. Автомобильная промышленность упала на 40 процентов.

Зачем инвестиции, когда Запад манит кредитами. Украинские власти условия для иностранного бизнеса создают лишь на словах. С куда большим рвением Киев влезает в долги. Впрочем, и здесь все непрочно. Вот уже больше недели МВФ тянет с решением об очередном транше.