Третьяковка готовится к большой выставке Зинаиды Серебряковой

Читайте нас в Telegram

Иллюстрации закулисья Мариинского театра, эскизы росписей Казанского вокзала и панно для виллы бельгийского барона: Третьяковка готовится к большой ретроспективной выставке Зинаиды Серебряковой. Знаменитая художница — одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. В чем секрет ее работ?

Неизвестная Серебрякова — можно ли так сказать об одной из самых знаменитых художниц XX века, представительнице прославленной династии Бенуа-Лансере, которую всегда окружал мир искусства? Но о некоторых ее работах до сих пор не было известно практически ничего — именно они в первую очередь представлены в Третьяковке.

Это панно, которые сама Серебрякова называла "Времена года" — одни из немногих ее монументальных работ, потрясающая живопись архитектуры. Они были выполнены для виллы в Бельгии, которая в войну была разрушена. Работы тоже считались утраченными и стали сюрпризом даже для искусствоведов. Как и серия набросков из Марокко, тоже выставленных в Москве впервые — порой сделанных прямо на улицах Марракеша за полчаса. Невероятно точный и колоритный импульс момента!

Есть, конечно, здесь и классическая Серебрякова — ее деревенские циклы, где яркими пятнами алые рубахи курских крестьянок и простая работа — например, беление холста — почти ритуал. Знаменитые работы, подсмотренные за кулисами Мариинского театра. Пейзажи, полные света и воздуха и вообще какой-то ощутимой радости. Хотя все это, по сути, биография в картинах — от беспечной юности в семейном имении Нескучном до непростой жизни во французской эмиграции.

А еще выставка — и семейная художественная сага: показаны работы Александра и Екатерины, детей Зинаиды Серебряковой. Принципы творчества и талант, переданные по наследству.

Никогда слепо не следовать моде, всегда работать по велению души учила она своих детей. Страдала от разлуки с ними в эмиграции — в архивах Третьяковки хранятся пронзительные письма Зинаиды Серебряковой к родным в Россию. И их тоже опубликуют — в каталоге к выставке. Многие — впервые.

Сегодня