Еженедельная программа "Вести.net" от 29 апреля 2017 года

Новости мира виртуальных реальностей. Выгодное, но неприбыльное онлайн-такси, музыкальные неожиданности от соцсетей и остальные события мира высоких технологий, в итоговом выпуске программы Вести.Нет.

Новости мира виртуальных реальностей. Выгодное, но неприбыльное онлайн-такси, музыкальные неожиданности от соцсетей и остальные события мира высоких технологий — в итоговом выпуске программы Вести.net.

Привет, планета, с вами программа Вести.net, которая прячется от непогоды в студии с шестеренками. Итак, что там у нас сегодня в нашем технологическом, простите меню?

Начнем с Mail.Ru которые на этой неделе одним движением обратили музыку во "ВКонтакте" и "Одноклассниках" в легальную. Такое довольно масштабное коммерческое чудо, и вроде массовых стенаний не слышно.

Mail.Ru Group наконец легализовала свою музыкальную библиотеку. Для этого компания интегрировала в свои социальные сети музыкальный сервис Boom.

Этим решением Mail.Ru фактически избавляет "ВКонтакте" от репутации главного рассадника пиратского контента в России. Обвинения в адрес социальной сети выставляли не только российские, но и международные правообладатели. В 2014 году Торговое представительство США даже внесло "Вконтакте" в "список 301", в котором перечислены самые крупные пиратские ресурсы в мире.

Решение Mail.Rru Group о приведении в порядок музыкальной составляющей социальной вполне логично. Музыка всегда была сильной стороной "ВКонтакте" и всегда выделяла его на фоне конкурентов. Но удивительно, что, обладая таким сильным брендом, как "ВКонтакте", Mail.Ru Group решила запустить музыкальный стриминг-сервис под другим названием — Boom. Он был разработан совместными усилиями Mail.Ru и United Media Agency Олега Бутененко. Этот сервис предоставляет доступ к своей музыкальной библиотеке по платной подписке, как это делает Spotify, Apple Music или та же "Яндекс Музыка".

Нужно отметить, что внедрение во "ВКонтакте" платной подписки было одним из пунктов в соглашении между Mail.Ru и крупнейшими музыкальными лейблами. И теперь именно через Boom пользователи всех трех социальных сетей Mail.Ru Group, а именно "Однаклассники", "Мой Мир" и "ВКонтакте", будут слушать музыку — бесплатно, то есть, с рекламой, или за деньги — но без нее.

"В ноябре прошлого года мы начали тестировать на части аудитории аудиорекламу в десктопе, и к сегодняшнему дню, когда мы подготовили обновленный музыкальный раздел на всех наших платформах, реклама была полностью запущена на десктопе и вскоре должна появиться и в мобильном приложении. Мы дали пользователям возможность отказаться от рекламы. Тем, кто действительно потребляет музыку "ВКонтакте" в каких-то невероятных объемах, она их начинает раздражать. И за 149 рублей в месяц отключить эту рекламу на всех платформах — как в десктопе, так и в мобильном приложении "ВКонтакте", — отметил пресс-секретарь "ВКонтакте" Евгений Красников.

Вполне возможно, что с учетом возможности каждого пользователя залить в соцсеть свою музыку и поделиться ей со всеми, "ВКонтакте" скоро сможет превратиться в полноценную площадку, где инди-исполнители смогут не только продвигать свои творения, но и зарабатывать на них.

"Загружать свои аудиозаписи можно будет "ВКонтакте" всегда. Потому что "ВКонтакте" является такой фундаментальной стартовой площадкой для огромного числа артистов сегодня, которые начинали именно здесь, и уже потом оказались в ротации на радио или на телевидении", – Евгений Красников.

Интеграция с музыкальным сервисом повлечет за собой и другие изменения, которые в первую очередь затрагивают мобильное приложение "ВКонтакте". В частности, версия для Android лишится возможности сохранять понравившиеся аудиозаписи в кэш. То есть, слушать их без Интернета бесплатно больше не получится, для этого придется скачивать отдельное мобильное приложение Boom и оформлять подписку. Напомним, что из версии для iOS эту возможность убрали еще в сентябре прошлого когда, когда Apple наконец разрешила социальной сети вернуть музыкальный раздел в свое приложение.

То, что изменения направлены, в первую очередь, на мобильных пользователей объясняется тем, что "ВКонтакте" сегодня — это преимущественно мобильная социальная сеть. По последним данным, из 95 миллионов активных пользователей 78 миллионов заходят в нее со своих телефонов. Этот тренд — общемировой. Так, больше половины аудитории Facebook (запрещена в РФ) пользуется исключительно версией для смартфонов.

В любом случае, такой огромный бренд, как "ВКонтакте", особенно под крылом Mail.Ru, бесспорно, подвинет весь российский рынок в легальную сторону. Это, возможно, также повлечет за собой дальнейший передел рынка. Пока, правда, не ясно, каким образом.

---

Кроме того, Mail.Ru на этой неделе выступила, как и положено самому крупному — ну, хорошо, одному из самых крупных — парней на деревне, объявив, что готова скупать российских игровиков, и у них на это дело есть сто миллионов.

Российский холдинг Mail.Ru Group будет инвестировать в российские и международные проекты в области игр и игровой разработки. Для этого внутри холдинга появится собственное инвестиционное подразделение Mail.Ru Games Ventures, с капиталом в 100 миллионов долларов. На финансирование смогут рассчитывать как уже состоявшиеся команды и издательства, которым необходимы дополнительные средства для масштабирования, так и молодые разработчики.

"Мы будем искать, начиная от людей, у которых есть хорошие идеи и опыт создания команд, мы будем помогать формировать команды и делать игры, начиная от самого простого, заканчивая покупками компаний — а-ля Pixonic или подобных компаний, которые уже полностью сформированы, с успешными продуктами на рынке, которые идеально подходят в наше портфолио. При том условии, что в этой M&A-сделке мы стремимся сохранять культуру компании, а не просто поглощать ее внутрь, как это может происходить с другими бизнесами. В играх очень важно сохранять культурный код", — говорит директор Mail.Ru Games Ventures Илья Карпинский.

В среднем создание мобильной игры стоит примерно 5 миллионов долларов. То есть, на 100 миллионов можно сделать много относительно небольших проектов. Игры уровня "Арматы", которую для Mail.Ru Group сделала американская компания Obsidian — вещь крайне недешевая. По некоторым оценкам, ее стоимость составила около 30 миллионов долларов. Видимо, на таких масштабных начинаниях упор делать не будут.

Однако Mail.Ru и без инвестиционного подразделения полгода назад сделала на рынке большую покупку: за 30 миллионов была приобретена студия Pixonic, разработчик игры War Robots — а это 20 миллионов установок на мобильных устройствах. Да и сама история создания игрового подразделения Mail.Ru — тоже история большого поглощения: самые успешные отечественные игровые компании: Nival, IT Territory, TimeZero и Nikita слились в один холдинг — Astrum, контроль над которым потом получил Mail.Ru.

За прошедшее с момента образования Astrum время игровой рынок, конечно, вырос и изменился — в первую очередь оттого, что вошел в пост-PC эпоху. Сначала простенькими мобильными играми, а потом проектами все более сложными, которые еще несколько лет назад ассоциировались только с настольными компьютерами.

"Сейчас игра номер один в Китае — это "Дота", мобильная. В принципе, она имеет такие же преимущества и в Корее. Это продукты, которые, соответственно, приходят из Азии в Европу и Америку. Если говорить про Россию, Европу и Америку, то все ждут создания полноценных стратегических игр, которые когда-то были на PC, когда они придут на мобильную платформу. И компания, создавшая впервые стратегию на mobile, тоже заработает безумные деньги и получит свои места в топ-10", — говорит Илья Карпинский.

---

Начали мы с игр не потому, что уж так пристально следим за этой областью, но 100 миллионов — это очень много, особенно для нашего рынка. И если уж продолжать про большие суммы, то перейдем к сделке на рынке такси. Кто мог бы десять лет назад подумать, что такси станет важной темой из мира технологий?

Компания Gett покупает стартап Juno — нью-йоркский сервис по вызову такси со смартфона. В своем интервью изданию TechCrunch основатель Gett Шахар Вайсер раскрыл примерную сумму сделки — около 200 миллионов долларов.

По ее условиям, в Gett перейдут не только водители Juno, но и другие сотрудники, включая основателей компании. Они будут расквартированы в Нью-Йорке — и неслучайно, ведь этот город практически полностью принадлежит таксистам, так как в пределах Манхэттена почти никто не передвигается на собственных машинах.

После покупки Juno Gett фактически станет вторым после Uber крупным сервисом онлайн-такси в городе, опередив даже локального игрока — американскую компанию Lyft, которая практически в одиночку противостоит Uber на рынке США.

Однако догнать Uber на домашнем рынке, как кажется, уже невозможно: компания ежемесячно выполняет в 15 раз больше заказов, чем ближайший конкурент. Еще сложнее сделать это на глобальном рынке из-за несопоставимых с конкурентами финансовых возможностей. Судя по оценкам прессы, на счетах Uber есть еще около 8 миллиардов долларов инвестиционных денег, которые компания сжигает со скоростью около миллиарда в квартал.

Для сравнения, Gett весной прошлого года получил всего 300 миллионов от Volkswagen. Компания работает в Израиле, Лондоне и Москве, но на московском рынке пока уступает и Uber, и "Яндекс.Такси".

Примечательно, что и Juno, и компанию Gett основали израильтяне, рожденные в России. Шахар Вайсер родом из Москвы, а сооснователь Juno Игорь Магазинник — из Нижнего Новгорода. Магазинник создал Juno, как и мессенджер Viber, на пару со своим компаньоном Талмоном Марко. Бытует мнение, что Juno изначально создавался для будущей продажи одному из основных игроков на рынке онлайн-такси — Uber или Lyft.

Для того, чтобы закрепиться на американском рынке, Gett, как и другим конкурентам, необходимо привлечь на свою сторону не только пользователей, но и самих таксистов. Как известно, Uber не сильно заботится о своих водителях. Для компании они не столько сотрудники, сколько часть арендованного автомобиля. В то же время Juno изначально позиционировал себя как более гуманную альтернативу Uber. Juno предоставляла своим таксистам опционы — возможность стать совладельцами компании.

К слову, после слияния компании с Gett, эту программу закроют — водители получат небольшую компенсацию. Но по информации TechCrunch, Gett планирует запустить похожую программу лояльности, ее детали пока не разглашаются.

Сегодня все сервисы по заказу такси со смартфона вкладывают обратно в свой бизнес практически все заработанные деньги, а инвестиции тратят на захват рынка, доплачивая водителям и делая поездки максимально дешевыми для клиентов. Это происходит по всему миру — не только в Америке, но и в России. В этой войне компаний за место на рынке пока побеждают рядовые пользователи. Сейчас цены на такси — самые низкие за всю историю, но сколько это будет продолжаться, неизвестно.

К слову, на российском рынке онлайн-такси сегодня лидирует "Яндекс" — на долю компании выпадает свыше 55 процентов от всех заказов. В прошлом году выручка "Яндекс.Такси" выросла на 75 процентов, при этом пока компания работает себе в убыток, то есть, тратится как раз на ценовые войны с Uber. Но, как считают эксперты, с такими темпами роста к 2021 году сервис онлайн-такси будет приносить "Яндексу" более 100 миллионов долларов в год.

---

Ну а теперь передадим слово моему коллеге Филиппу Трофимову, который полетел в Нью-Йорк на примерку — шлемы VR примерять. Их тут опять прибыло.

Компания Acer ринулась в виртуальность: тайваньский производитель компьютеров показал сразу два VR-шлема и объявил о нескольких партнерских программах в области создания VR-контента. Да и саму пресс-конференцию в Нью-Йорке компания на этот раз решила провести в кинотеатре IMAX. И тому было веское основание — но об этом чуть позже.

Cамое любопытное во всем мероприятии – это два шлема виртуальной реальности. Точнее, один — виртуальной, а второй из серии тех, что были обещаны Microsoft, поддерживающий платформу смешанной реальности Hololens.

Вот она — долгожданная недорогая альтернатива Microsoft Hololens. Шлем дополненной или, как предпочитают говорить в компании, cмешанной реальности на Windows 10. Но тут сразу надо отметить два момента. Во-первых, в демозоне нельзя снимать. А во-вторых, реальность оно не дополняет, а эти камерки — исключительно для позиционирования в пространстве.

То есть, это шлем обычной виртуальной реальности, а не дополненной, как Hololens. Зато цена подобных шлемов исчисляется сотнями, а не тысячами долларов, как на оригинальный гаджет от Microsoft. А шлемом смешанной реальности это устройство называют за использование технологии точного позиционирования в реальном пространстве. Такой маркетинговый ход. Ну и плюс единой платформы от Microsoft — в совместимости программ, чтобы общаться и играть могли владельцы любых шлемов с Windows 10.

Что же до второго показанного шлема – StarVR, — тут никаких намеков на дополненность реальности. Чистый VR — но не без особенностей. Самое удивительное — форма. Сразу возникает подозрение, не случится ли косоглазие, если смотреть на экраны в разные стороны. Не случится, я пробовал. Зато большое поле зрения — 210 градусов. Говорят, это вдвое больше, чем в других шлемах.

На практике это означает, что изображение получается практически без черных полей по бокам. Но и этот шлем продавать конечным потребителям не собираются, по крайней мере, в ближайшем будущем. Эта разработка — для корпоративных заказчиков, для того же IMAX, например, который нынче активно развивает направление виртуальных развлечений. И вычислительную часть этого направления, проще говоря, компьютеры, IMAX поставляет именно Acer.

"Виара" прибавилось не только в отдельно взятом Acer. Виртуальная реальность растекается по планете и обволакивает сущности, которые по сути своей, как кажется, принадлежат прошлому, истории. Вообще, есть и другое объяснение: всем хочется хоть как-то прислониться к модной теме, авось заметит и медиа, и потребитель. Я даже название этому придумал: VR-пиар

---

На этой неделе Министерство культуры РФ устроило брифинг под названием "Виртуальная и дополненная реальность в культурных проектах". Формально мероприятие было посвящено тому, что на базе Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина запущена платформа, которая позволит музейщикам проектировать пространства для выставок и экспозиций. Собственно, связано это с реконструкцией Пушкинского музея и превращением его в музейный городок. Планы эти можно увидеть на одноименном сайте, там же существует возможность взглянуть на проект с помощью самой простой VR-гарнитуры, но есть и бизнес-история, фактически — музейный Autocad, 3D-редактор, в котором работать лучше уже в серьезном шлеме — за эталон музейщики взяли HTC Vive. Вообще, и сами проекты, и даже бизнес-инструментарий выглядят очень современно, что, в общем, объяснимо: с панорамными съемками тот же Пушкинский музей начал экспериментировать еще 5 лет назад. Тогда же его включили в проект Google "Культурная академия" на технологии Street View.

"Собственно, в 2016 году, поняв, что тренд такой — VR приходит на рынок уже устойчиво и уже доступен в массовом ритейле — приняли решение о срочном запуске проекта и апдейте всех наших панорамных продуктов до формата VR. Собственно, после этого и появился официальный релиз Пушкинского музея, в него добавлены и аудиогиды бесплатные и хайрезы более чем 3 000 произведений", — рассказывает заместитель директора ГМИИ имени А.С. Пушкина Владимир Определенов.

Несмотря на все эти достижения, посещаемость виртуальных версий музеев, даже самых известных, остается мизерной на фоне интернет-проектов общего направления. Такое известное заведение, как ГМИИ им. Пушкина, в своей виртуальной ипостаси собирает за месяц всего 60 тысяч уникальных посетителей. Самое главное, что и с Google особенно никто не приходит.

"Несомненно, это плюс, так как в мировом пространстве мы присутствуем. Чем больше о музеях знают, тем лучше, но с точки зрения современного траффика с "Культурной академии" Google — у нас практически его нет", — признает Владимир Определенов.

То есть, это такое столкновение прошлого и будущего, истории и технологий в цифрах. Уже будто бы и бесплатно, и ходить никуда не нужно, а люди все равно не очень интересуются. "На сегодняшний день 87 виртуальных музеев создано при федеральной поддержке (и часть из них мы сегодня показали). Посещаемость в принципе достигает цифры 100 тысяч в месяц. Да, можно говорить о том, что это не ах какая большая величина. Безусловно, над этим стоит работать. Но с другой стороны нужно понимать, что эта аудитория сравнима с посещаемостью крупных федеральных музеев, то есть, с той посещаемостью, когда люди приходят ногами в стены самого музея", — полагает Вадим Ваньков, советник Министра культуры Российской Федерации.

Единственное исключение в России, а может быть, даже и в мире — ракетный старт музейного проекта "Оружие героев" с аудиторией, приближающейся к миллиону. Это практически игровой VR-симулятор на основе экспозиции Тульского музея оружия.

"Мы поняли, что там есть вещи, которыми мы можем отличаться, потому что у нас есть доступ к музею, и мы могли вообще со звериной серьезностью сделать все экспонаты, которые там были. Аудитория именно эта — она именного этого и хочет. Предыдущие, скажем, наши конкуренты не удовлетворяли этому. Все отзывы были: "Где там эта гайка, почему низкая детализация, почему металл не бликует?" Оружие — это же фетиш своего рода, и мы смогли ближе всех подойти к этому", — поясняет Александр Лавров, глава разработчика "Оружия героев", компании Vzerra.

На этом итоговая программа Вести.net прощается с вами на неделю. Планета — пока.