80 лет назад канал имени Москвы превратил столицу в порт пяти морей

80 лет назад канал имени Москвы превратил столицу в порт пяти морей

Ровно 80 лет назад по каналу имени Москвы начали курсировать первые суда. Фантастическая идея второй пятилетки — соединить Волгу с Москвой-рекой — воплотилась в жизнь в рекордные сроки. И сейчас этот памятник советской инженерной мысли снабжает город водой.

Длина канала имени Москвы 128 километров. Советские инженеры и проектировщики, кажется, совершили невозможное: объект закончили в рекордные сроки — меньше, чем за пять лет. Для сравнения: Панамский и Суэцкий каналы, которые намного короче московского, строили более 10 лет.

Этот проект до сих пор не имеет аналогов во всем мире. 240 гидросооружений: 11 плотин, 5 водохранилищ, порты, насосные станции, шлюзы. Без канала Москва никогда не была бы Москвой. В 30-е годы столица буквально изнывала от жажды. Город стремительно рос, а уровень воды в реке наоборот падал.

"В летний период уровни настолько низко падали, что реку можно было перейти вброд. Сейчас, конечно, уже такого не скажешь о реке", — вспоминает Нина Ермакова, заместитель начальника службы гидротехнических сооружений ФГБУ "Канал имени Москвы".

15 июня 1931 года вышло постановление: повернуть миллионы тонн воды из Волги в сторону Москвы. Для решения грандиозной задачи предложили три проекта: первый — самотечный, наподобие Беломорканала — отвергли сразу, выбрали дмитровский вариант, самый краткий путь от Волги до Москвы.

Стройка проходила под лозунгом "Москва — порт пяти морей". Почти все приходилось копать вручную. Поначалу машинный парк составляли старые экскаваторы. Правда, толку от них было немного, машины постоянно ломались, а новая техника появилась только на финише стройки.

"Основным орудием была тачка, которую в то время называли Маруськой. Ведь канал был в основном построен заключенными. На базе Борисоглебского монастыря в Дмитрове был организован Дмитлаг", — рассказывает Галина Герке, директор Музея канала имени Москвы.

Условия были страшные. Работать приходилось по колено в грязи. У многих заключенных даже не было обуви. Всего через эту страшную стройку прошли примерно 600 тысяч человек. По официальным данным, погибли 22 тысячи. Но специалисты уверены, что эта цифра в разы больше. Имена погибших мы уже не узнаем никогда. Архив лагеря был уничтожен во время войны.

"Здесь написано: здесь был заключенный по такой-то статье и с таким сроком. Насколько был велик страх у людей, что о них никогда никто не узнает! Они старались, как могли, оставить о себе память", — говорит Галина Герке, директор Музея канала имени Москвы.

В мае 1937 года по каналу пошли первые суда. Страна получила единую транспортную систему, а Москва — воду.

"Примерно половина воды, которая потребляется Москвой, в том числе и в технических целях, это вода, доставляемая нашим каналом", — объясняет Галина Герке, директор Музея канала имени Москвы.

Даже 80 лет спустя, канал продолжает удивлять. Запас прочности, который заложили советские специалисты, оказался таким, что все гидросооружения до сих пор работают как часы.

Сегодня