МС-21 оставит позади Boeing и Airbus

В небо поднялся МС-21 – новейший российский среднемагистральный самолет. Это – результат десятилетней работы, по сути, всей страны, но особенно Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и конкретно Иркутского авиазавода.

В небо поднялся МС-21 — новейший российский среднемагистральный самолет. Это — результат десятилетней работы, по сути, всей страны, но особенно Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и конкретно Иркутского авиазавода.

Состоялся первый получасовой испытательный полет МС-21. Испытания только начались. На высоте в тысячу метров "самолет будущего" был проверен на устойчивость, управляемость двигателей и так далее. Новейшие двигатели, конструкция крыла и современная авионика позволят МС-21 на равных конкурировать с последними модификациями популярных Boeing 737 и Airbus 320. Первые поставки серийных самолетов намечены на 2019 год. Но уже понятно: самолету быть, ибо он есть.

Всех участников проекта поздравил и поблагодарил президент Путин. А "Вестям в субботу" о новом лайнере в эксклюзивном интервью рассказал президент ОАК Юрий Слюсарь.

- Юрий Борисович, поздравляю вас с новым самолетом!

- Спасибо большое.

- А вы хитрец. Запустили узкофюзеляжный самолет, а говорите, что он шире. Как это может быть?

- Это действительно самый широкий фюзеляжный самолет в своем классе. Он на 30 сантиметров шире, чем текущее поколение Boeing. Это более широкие кресла для пассажиров, более широкий проход, быстрая посадка, быстрая высадка.

- То есть в проходе можно больше не протискиваться?

- Можно не протискиваться. Тележка будет шире, на нее встанет больше.

- Мы все изучали физику. Если самолет шире, значит, он тяжелее и будет проигрывать Boeing и Airbus.

- Нет, он будет выигрывать, потому что на этом самолете стоит композитное крыло, которое дает лучшую аэродинамику в своем классе. Композитное крыло сделано по нашей уникальной технологии, которая специально для этого самолета была разработана. Мы построили завод в Ульяновске с помощью наших партнёров в ВЭБе.

Теперь у Объединенной авиастроительной корпорации есть план использовать такое же крыло в широкофюзеляжном самолете, который Россия задумала вместе с Китаем. Но тут у нас сразу вопрос. Крыло — это, по сути, гостайна. Что же, мы ее вот так и передадим друзьям, китайцам?

"По тому разделению, которое сейчас у нас с китайцами достигнуто, разработка и производство крыла и центроплана — в России, а окончательная сборка — в Китае, там же и сдача заказчику", — пояснил Слюсарь.

- Это остается нашим эксклюзивным?

- Да, это остается нашим, — подчеркнул глава ОАК.

- Прошел слух, что правительство России хочет обязать государственные авиакомпании покупать ваш самолет. Разве такое возможно в рыночной экономике?

- Это было бы неплохо. Мне эта идея очень нравится. Она нашла подтверждение: действительно государственные компании в соответствии с недавно принятым постановлением должны отдавать приоритет в закупках авиационной техники отечественным самолетам.

Я считаю, что это очень правильно, это очень грамотная выстроенная единая национальная политика. В целом выстраивается линейка наших гражданских самолетов — от турбовинтового Ил-114 до широкофюзеляжного самолета с Китаем на 280 пассажиров на 12 тысяч километров.

Но первым новым самолетом новой России стал региональный " Sukhoi Superjet. Но если почитать критиков и конкурентов, то самолет все еще "сырой" – больше стоит, а не летает. Где правда?

Во-первых, летает. Но как? Авиакомпании-эксплуатанты, конечно же, сравнивают его с Boeing и Airbus. Но! Американские Boeing и европейские Airbus летают уже по 30-40 лет. И не будем забывать, с чего начиналась история одного из самых массовых сейчас во всем мире самолетов — Airbus 320. С катастрофы.

С тех пор как Sukhoi Superjet встал в серию — всего-то в 2011 году — ничего подобного нет. Естественно, ОАК продолжает этот самолет «шлифовать». Отчего и покупать-того стали не только в России.

"Я напомню, у нас самолеты помимо России летают в Мексике. 2017 год у нас — ключевой, потому что начали летать в Европе. Ирландская компания CityJet летает в Бельгии, Финляндии. Для нас это некий пилотный проект. Мы очень дорожим им. Надеемся, что в этом смысле европейские пассажиры по достоинству оценят все преимущества нашего самолета", — сказал Юрий Слюсарь.

- Положительный опыт доработки Sukhoi Superjet будет распространен и на МС-21, если это потребуется?

- Все те уроки, которые мы выучили и продолжаем учить на Sukhoi Superjet, должны быть нами учтены при работе над МС-21.

- Мы с вами говорим не просто так, а в условиях санкций. Я читал, что по МС-21 предусматривались два варианта: отечественный двигатель ПД-14 — по-моему, так называется — либо американский. А американские двигатели доедут до МС-21 Из-за санкций?

- Уже доехали. У нас испытания начинаются с американскими двигателями.

- Санкции не помешали?

- Не помешали. Это гражданский самолет. И мы благодарны партнеру, никаких ограничений в этом смысле нет. Наоборот, есть интерес к этому проекту. Самолет уникален тем, что мы впервые предлагаем опционально два двигателя нового поколения: американский Pratt & Whitney по новой редукторной схеме и наш отечественный ПД-14, который обещает быть не хуже американского. Для потребителя возможность выбрать один самолет с двумя двигателями — это еще и повышение привлекательности лайнера как продукта, соответственно, расширение возможностей его распространения и продажи. Мы показали, что самолет есть. Мы его не просто выкатили, мы его подняли, он летает. И на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге мы отмечаем рост интереса к самолету именно уже как к продукту, который находится на продвинутой стадии реализации. На 175 самолетов у нас есть твердые заказы. С "Аэрофлотом" как с нашим стартовым заказчиком мы в 2017 году уже подпишем контракт, начнем серийное производство наших машин. И конечно, для стартовой программы этого достаточно. Сам по себе самолет находится в наиболее емком сегменте магистральных самолетов. Порядка 800 самолетов на внутреннем рынке только в ближайшие 20 лет будут проданы. И мы надеемся на то, что значительная часть этого рынка останется за нашими самолетами.