Находка в саду: голландские археологи рассказали историю последнего золота Рима

Клад золотых римских монет, найденных в городе Линден. Фото: Valkhof Museum Nijmegen
Монета из Линдена: золотой солид с изображением императора Майориана, V век нашей эры. Фото:═Valkhof Museum Nijmegen
Раскопки на территории садового участка в Линдене. Фото с сайта═volkskrant.nl
Клад золотых римских монет, найденных в городе Линден. Фото: Valkhof Museum Nijmegen
Монета из Линдена: золотой солид с изображением императора Майориана, V век нашей эры. Фото:═Valkhof Museum Nijmegen
Раскопки на территории садового участка в Линдене. Фото с сайта═volkskrant.nl
Курган бронзового века и последнее золото Рима: голландские археологи рассказали историю открытия, сделанного на садовом участке в городке Линден.

Открытие, о котором все действующие лица несколько лет предпочитали помалкивать, наконец-то стало достоянием широкой публики: 2 июня 2017 года десятки римских золотых монет заняли свое место в экспозиции музея Валькхоф в голландском городе Неймеген, сообщает издание DutchNews.

Только сейчас, по окончании раскопок и необходимых исследований, археологи и другие участники событий смогли рассказать историю драгоценного клада и изложить свою версию его происхождения.

Полновесные золотые монеты, отчеканенные в последние годы Западной Римской империи, были найдены на садовом участке в городке Линден (провинция Гелдерланд). В отличие от большинства подобных находок – «обнаружили один артефакт, вызвали археологов, нашли остальные» — это открытие растянулось почти на 200 лет.

Первые золотые монеты на участке в Линдене были найдены еще в 1840-х годах, в количестве 9 штук. Эти экземпляры, к сожалению, утрачены. В 1916 году местный житель нашел здесь еще одну монету. В 2012-м садовод Кес-Ян ван дер Пол, по совместительству заядлый археолог-любитель с металлоискателем, обнаружил на участке 8 золотых монет. Несколько лет он молчал о своей находке: садовод работал здесь по контракту и не сообщил о монетах собственнику земли.

В 2016-м еще один любитель с металлодетектором нашел в том же саду 23 золотые монеты. Сообщение о кладе попало в местную прессу, в Линден приехали специалисты из Амстердама, тут-то и объявился Кес-Ян ван дер Пол «с повинной» — своей находкой 2012 года. Общее количество монет, найденных с 1840-х годов, подсчитали – итого 41 экземпляр, очень крупная сумма для любой эпохи. Было принято решение провести на садовом участке официальные раскопки, в которых принял участие прощенный садовод-археолог со своим металлодетектором. Новых монет не нашли, зато обнаружили человеческие останки – возможно, ключ к разгадке римского клада.

Раскопки на территории садового участка в Линдене. Фото с сайта═volkskrant.nl


Часть монет была выпущена при императоре Майориане, одном из последних правителей Западной Римской империи. Майориан властвовал всего четыре года, с 457 по 461-й. Империя разваливалась на глазах, многие предчувствовали скорую гибель некогда великого государства – уже через несколько лет, в 476-м, Западная Римская империя прекратит свое существование.

«Датировка монет эпохой Майориана дает основание полагать, что клад оказался в земле около 460 года», — говорит Нико Ройманс (Nico Roymans), профессор археологии в Свободном университете Амстердама, возглавлявший раскопки.

По мнению Ройманса, эти деньги были платой римлян одному из франкских вождей за помощь в укрощении местных германских племен – скорее всего, вестготов.

«Монеты из Линдена необычны тем, что относятся к последним годам существования Западной Римской империи. Однако мы получаем все больше доказательств, что в это трудное время римляне продолжали нанимать солдат и платили за помощь союзникам», — добавляет Стефен Молс, археолог из университета Неймегена.

Беспорядки и хаос в империи вынуждали Рим отправлять в приграничные провинции все больше золота. Зачастую это были самые ценные монеты, солиды. К примеру, на один солид в то время можно было купить несколько сотен фунтов зерна. С 1840-х годов на садовом участке в Линдене был найден 41 солид – наверняка монет было больше, но и это количество в V веке было внушительной суммой.

Монета из Линдена: золотой солид с изображением императора Майориана, V век нашей эры. Фото:═Valkhof Museum Nijmegen


По той же причине – нестабильности и беспорядков в империи – получатели римского золота предпочитали его прятать до лучших времен. Возможно, именно так монеты из Линдена оказались в земле около 460 года нашей эры. А владелец, вождь одного из франкских племен, не смог за ними вернуться – проще всего предположить, что он погиб в одном из сражений.

Почему монеты были закопаны именно здесь? Историки и архивисты помогли археологам найти подходящий ответ. «Мы полагаем, что военачальник франков выбрал в качестве тайника курган бронзового века. Выяснилось, что на картах XIX века на месте современного садового участка отмечен одиночный холм. Сейчас его нет – вероятно, холм срыли в 1840 году, чтобы получить дополнительный ровный участок под сельскохозяйственные нужды. Во всяком случае, первые сведения о находках монет датируются именно этим временем, серединой XIX века. Однако во время недавних раскопок мы нашли здесь человеческие останки возрастом 3800 лет. Древние курганы служили хорошими ориентирами на местности, в римские времена их было легко найти – возможно, по этой причине деньги закопали в потайном и в то же время приметном месте. Также есть вероятность, что франкский вождь знал о происхождении холма, знал, что это древнее погребение, и счел курган особым местом, наделенным особой, магической силой», — рассказал Нико Ройманс.

К раскопкам не привлекали лишнего внимания, пока археологи не удостоверились окончательно: золота на этом участке больше нет. Все ранее найденные монеты, по всеобщему согласию, владелец земли и везучие охотники за сокровищами передали в долгосрочное пользование музею Валькхоф в Неймегене. Со 2 июня 2017 года они являются частью музейной экспозиции.

На вопрос журналистов, не хочет ли Кес-Ян ван дер Пол продать «свои» восемь монет, садовод-археолог ответил: «Нет. Их ценность не в стоимости, а в истории, которую они рассказывают. Металлоискательство для меня лишь хобби, на жизнь я зарабатываю другой работой. Теперь в музее эти монеты увидят все желающие, и это прекрасно. Такой расклад мне больше по душе».