Тема:

Brexit 3 месяца назад

Мэй формирует коалицию хаоса

По итогам выборов в Великобритании консерваторы потеряли большинство в Палате Общин. Получился так называемый "подвешенный парламент", в котором ни одна из партий не может самостоятельно сформировать правительство.

По итогам выборов в Великобритании консерваторы потеряли большинство в Палате Общин. Получился так называемый "подвешенный парламент", в котором ни одна из партий не может самостоятельно сформировать правительство. Для Терезы Мэй, в которой тори видели новую Маргрет Тэтчер, это — личное фиаско. Премьер уже заявила, что не уйдет в отставку и начнет переговоры по выходу из ЕС точно в срок — 19 июня. Но в Брюсселе сомневаются. Выборы показали, что почти половина британцев не разделяет жесткую позицию Мэй по Brexit.

Эти события войдут в историю курьезов британской политики. Премьер-министр Тереза Мэй, обладая всеми полномочиями, решила ещё больше укрепить свои позиции и в итоге осталась ни с чем.

Все начиналось даже романтично. В апреле Тереза Мэй взяла отпуск, чтобы побродить по горам Уэльса. И словно, испытав озарение, она вернулась в Лондон с объявлением досрочных выборов. "Я только что провела заседание кабинета, на котором мы приняли решение провести досрочные выборы 8 июня", — сказала Мэй.

Она нарушила собственное обещание, которое давала, как только стала премьером: не проводить выборы раньше установленного срока. Но соблазн был велик. Опросы показывали, что правящие консерваторы на голову опережали оппозицию, плюс личные амбиции. Премьер-министром Тереза Мэй стала после того, как её предшественник Дэвид Кэмерон освободил это место. А ей хотелось быть избранной. К тому же абсолютное большинство в нижней палате давало возможность провести через парламент любое соглашение по Brexit. Сильное и стабильное правительство пообещала избирателям Тереза Мэй.

Советники шептали в ухо о безнадежно слабом лидере оппозиции, уверяя, что Джереми Корбин окончательно потопит лейбористов. Но голосование принесло противоположный результат. Под руководством Корбина его партия увеличила свое присутствие в парламенте на 32 мандата. А консерваторы, наоборот, утратили бесспорное лидерство.

Ошибка с выборами, по идее, должна была сразу стоить Терезе Мэй поста главы кабинета. На Даунинг-стрит стали спешно искать выход. Заранее обещанное выступление Мэй пришлось отменить. В это время она договаривалась о партнерстве с демократическими юнионистами из Северной Ирландии. В новом парламенте у этой партии – десять депутатов. Их голоса могли бы компенсировать консерваторам понесенные потери. Найдя союзников, Тереза Мэй отправилась в Букингемский дворец.

"Я виделась с Её Величеством Королевой. Теперь я буду формировать правительство, которое может обеспечить определенность и вести Британию вперед в это критическое время для нашей страны", — заявила Мэй.

Жизнеспособность нового кабинета весьма сомнительна. Для консерваторов юнионисты, конечно, свои. Выступают за Brexit и сохранение Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства. Но руководство этой партии как раз сейчас — в центре коррупционного скандала, из-за которого в этом регионе уже третий месяц безвластие, — там не могут собрать местную ассамблею. И открытое объединение Лондона с одной из сторон конфликта ставит под угрозу с таким трудом поддерживаемый в Северный Ирландии мирный процесс.

"Тереза Мэй объявила выборы, ожидая, что они станут коронацией. Она относилась к каждому из нас самым циничным образом. Как и Дэвид Кэмерон до неё, Мэй поставила будущее нашей страны под риск из-за обычного высокомерия и тщеславия. И теперь в своём ослабленном положении она пользуется правом формировать собственную коалицию хаоса", — отметила Тим Фэррон, лидер партии "Либеральные демократы".

Взять власть в свои руки готовы лейбористы. Второй человек в партии, теневой министр финансов Джон Макдоннел заявил об этом в первый же после голосования день. Лейбористов уже не считают наивными. Корбин сумел добиться популярности среди молодежи, которая в этот раз активно участвовала в выборах. И не только потому, что он обещал бесплатное высшее образование. Этот социалист, который посвятил себя антивоенному движению, своими человеческими качествами выделяется на фоне политического бомонда, который привык смотреть сверху вниз. Тереза Мэй, в свою очередь, как ни старалась, не смогла стать второй Маргарет Тэтчер.

"В борьбе на выборах она отталкивалась от того, что это её кампания, её решение назначить выборы, ведь именно её имя было на виду, и она заявляла, что делает это ради того, чтобы сформировать сильное и стабильное правительство. Что ж, этим утром правительство не выглядит сильным, не выглядит стабильным и вообще не похоже на правительство, у которого есть какая-либо программа", — считает Джереми Корбин.

"Бесполезный премьер-министр, — говорит о Мэй Найджел Фарадж, депутат Европейского парламента. — Она не вела себя как лидер, она плыла по течению. Отступала во всем, сторонилась обсуждения и не участвовала в дебатах. В общем, предстала такой, какая на самом деле и есть. То, что Мэй называла стабильностью означало: никаких перемен не ждите. Корбин, напротив, говорил: в это трудное время я вместе с вами и буду бороться за вас".

Недовольство политика, которого в Англии называют "мистер Brexit" вполне объяснимо. 19 июня должны начаться официальные переговоры о выходе страны из Евросоюза, а в Лондоне идет борьба за власть.

Противники разрыва с Единой Европой уже празднуют победу. Они торжественно похоронили идею так называемого "жесткого Brexit".

"Идея за два года провести Brexit утопична. Понадобится, минимум, пять-семь лет. За это время люди успеют одуматься и осознать, что значит для них потеря единого рынка", — считает Кен Ливингстон, экс-мэр Лондона.

Для правящих консерваторов тема Brexit оказалась черной меткой. В прошлом году на ней погорел Дэвид Кэмерон. Референдум о членстве в Евросоюзе представлялся ему политическим маневром, но избиратели уже тогда показали, что откровенно манипулировать ими нельзя.

"Они бездумно продавили референдум о Евросоюзе, затем приступили к исполнению разрушительной стратегии Brexit, решив отрезать Шотландию и Соединенное Королевство от единого рынка без какой-либо идеи или плана, что за этим последует. А потом они назначают выборы, зная, что результаты будут объявлены всего за 11 дней, — это меньше, чем за две недели, до начала самых важных переговоров в современной истории Соединенного Королевства. Они были так высокомерны, что думали, будто им позволено всё, все сойдет им с рук", — сказала Никола Стерджен, премьер-министр Шотландии.

Есть версия, что по предвыборной кампании Мэй нанесли серьезный удар недавние теракты, особенно тот, что случился в Лондоне за неделю до выборов. Если это и в самом деле так, то о какой стабильности говорила власть?

В любом случае, политическое будущее Терезы Мэй под большим сомнением. И сейчас всерьез обсуждают даже не то, покинет или нет она эту резиденцию, а вопрос, когда.