Минобороны раскрыло секретные документы о первых днях войны

В годовщину начала Великой Отечественной Минобороны России опубликовало в Интернете документы из рассекреченных фондов своего Центрального архива: более ста страниц воспоминаний советских военачальников, которые в свое время отвечали на вопросы Военно-исторического управления Генштаба.

В годовщину начала Великой Отечественной Минобороны России опубликовало в Интернете документы из рассекреченных фондов своего Центрального архива: более ста страниц воспоминаний советских военачальников, которые в свое время отвечали на вопросы Военно-исторического управления Генштаба. И подробно, фактически поминутно, описали первые дни войны. С уникальными свидетельствами непосредственных участников и свидетелей событий тех роковых дней ознакомился корреспондент "Вестей".

22 июня – День памяти (76-я годовщина): Центральный архив Министерства обороны готовит целую подборку документов, посвященных началу Великой Отечественной войны. Цифровые копии этих документов — в общем доступе, выложены на сайте Минобороны. "Вести" увидели оригиналы.

Основное хранилище военного архива в Подольске. Документы Красной, Советской, Российской армии. Ждали ли мы вторжения? Знали ли врага, его численность, вооружение? Карта германского командования, план "Барбаросса", и советская карта первого дня войны во многом совпадают.

Приказ мотострелковому подразделению вермахта о наступлении: в плане расписано все подробно, включая названия деревень и рек. Здесь победа на всех этапах выглядит как будто это уже произошло. "Этот приказ – еще одно доказательство именно нападения, он так и называется – "приказ о нападении", — подчеркивает главный документовед Центрального архива Минобороны России Виктория Каяева.

Но, как известно, планы, связанные с быстрым продвижением пехоты, не состоялись. Она завязла в нашей обороне, отстав от танковых групп. В 1952-м советский генштаб начал широкомасштабную кампанию по систематизации военной истории. Начались подробные опросы всех участников событий конца июня 41-го. Это воспоминания командиров полков и армий.

"Они ведь отвечали на четко сформулированные вопросы не кого-нибудь, а Генерального штаба, — продолжает Виктория Каяева. — Мы не сможем узнать, какие были отданы приказы, скажем, командиру полка командиром дивизии, какие были распоряжения – эта информация, пусть, она субъективная. Но такие события остаются в памяти навсегда".

22 июня мы вспоминаем события того страшного утра. Многие стараются сами разобраться, как это могло случиться, в каком состоянии была наша армия, кто в ней командовал, и какие решения принимались на местах. Новая подборка документов в архиве Министерства обороны, возможно, не даст полный и однозначный ответ, но интерес к этой истории будет обязательно.