Брилев и Фадеев обсудили в Общественной палате парадокс русской демократии

Какой быть российской демократии? Часто звучит коварный вопрос: какая демократия в обществе, где и материально состоятельных маловато, и образование стало хромать? Вести в субботу считают этот критерий ложным. Пойдём от обратного.

Какой быть российской демократии? Часто звучит коварный вопрос: какая демократия в обществе, где и материально состоятельных маловато, и образование стало хромать? "Вести в субботу" считают этот критерий ложным. Пойдём от обратного.

Уже какой месяц наша программа следит за событиями в российской Академии наук: срыв выборов президента, подготовка новых выборов. Но вот уж там-то сколько собрано самых образованных людей! И что? Смогли они сами найти баланс?

Состоялся очередной раунд консультаций по этому вопросу у президента страны. И он, и депутаты Госдумы занялись этой темой на фоне того, что сама Академия, самые образованные люди в определенный момент друг с другом так переругались, что наступил, по сути, паралич, что весьма печально. Но вроде бы сейчас дело сдвинулось с мёртвой точки.

И, напротив, недавняя "Прямая линия" с президентом стала примером того, как путем вынужденного обращения аж к самому президенту местную власть заставили шевелиться явно не академики — люди неполитизированные и явно никакие небогатые. Но это — общество.

И вот тут для многих возник неожиданный вопрос: а где же у нас то, что когда-то как раз и задумывалось как канал связи с обществом, — Общественная палата?

Как раз недавно её новый состав избрал себе нового секретаря. Он, Валерий Фадеев, на то и журналист, что немедленно предложил такой образ: давайте вынесем из палаты искусственные цветы. Что же задумал новый состав Общественной палаты и новый секретарь, чтобы палата и общество были услышаны лучше?

Кадка с искусственными цветами. "Будете реформировать?" — спрашиваю у секретаря Общественной палаты Валерия Фадеева. "Да. Эколог наш — член Общественной палаты — сказал: это невозможно, нельзя химию расставлять в нашем учреждении", — говорит Фадеев.

Шутки — шутками, но настоящей жизни здесь, возможно, и не хватало.

Больше того, по опросу ФОМ, в 2012 году 40% россиян об этой палате не знали вообще. В 2014 году согласно ОПРОСУ "Левада-Центр" не знали уже 47%. Может, и преувеличение, но реалии для палаты грустные.

Фадеев предшественников не критикует, но согласен: палата ушла на микроуровень и не определяла тональность, стилистику и вообще повестку.

"Например, экономическая повестка. Экономические программы обсуждаются. Они обсуждаются на языке исполнительной власти, и этот язык не понятен абсолютному большинству людей", — признает Валерий Фадеев.

- Там и цифры непонятны, потому что для простого человека все, что выше миллиона, — это космос.

- Да, — согласен Фадеев.

- И когда идут эти миллиарды…

- А там что-то увеличить на процент, что-то снизить на процент, что-то там с процентной ставкой Центробанка… Наша задача — я считаю — перевести эту повестку дня на человеческий язык, на котором президент страны разговаривает с народом, с населением.

- Во время "Прямой линии".

- Конечно.

Недавняя "Прямая линия" действительно была очень показательной. Потому что можно долго спорить, есть у нас гражданское общество или нет, но линия-то показывает, что народ хочет быть услышанным. А ведь в благополучных городах-миллионниках о многих таких темах и слыхом не слыхивали. И вот такой постоянной "Прямой линией" Фадеев предлагает сделать в том числе и Общественную палату, тем более что есть общие темы.

"Скажем, стоимость жилья. Вообще-то у нас в стране только 10% людей могут купить себе жилье по той же ипотеке, а 90%, они как? A молодежь, которая становится самостоятельной? Она что, будет ждать, пока родители умрут и квартира освободится? А продолжительность жизни растет, они сами уже выйдут на пенсию, а родители все ещё живы. Понимаете? Это очень жёсткая ситуация", — уверен Фадеев.

- При этом общество в такой огромной стране, естественно, сложное. В нем есть два ярко выраженных полюса. Один — это, который по старинной русской интеллигентской традиции нос воротит от власти. Хотя очень часто, между прочим, много что от нее имеет. Второй полюс — это простой рядовой человек, который до власти и хотел бы достучаться, но его не пускают его дальше приемной. Вот ваша палата, она для элиты правозащитной, демократической, какой угодно или для простого рядового человека?

- Конечно, нельзя пренебрегать теми, кого вы назвали элитой, но акцент мы должны делать на народе, на большинстве. Есть какие-то проблемы у известного режиссера, и вот все средства массовой информации как заведенные неделю это обсуждают. Да, это тоже важно, например, какого-то театрального центра важны, но есть и еще 146 миллионов человек, — отметил Фадеев.

Но как заставить власть имущего слушать народ?

По ходу разговора обращаю внимание, какими этот зал украшен историческими картинами. Стоим на фоне Минина и Пожарского. "Эмблема палаты. Это тот памятник, который стоит у нас на Красной площади", — поясняет Фадеев.

- Где один из них, который сидит, — благородный князь, а другой — простолюдин, рядовой гражданин.

- Да.

- Все время он непременно должен был стоять при власти.

- Да нет, просто князь не очень хотел идти воевать, а тот другой говорил: "Давай, вставай, пошли".

Допустим. А сегодня общественникам не с князьями, а с чиновникам как? Фадеев рассуждает, конечно, и как медийщик, благо в новом составе палаты вновь прибавилось и медийных персон. Взять, например, ещё одного нашего коллегу, Евгения Примакова-младшего, ведущего "Международной панорамы" и основателя "Русской гуманитарной миссии". Так что с чиновниками?

"Чиновники зачастую отпихиваются от них: "Hе хотим". Это очень плохо. Чиновники не враги, большинство из них просто не понимает тех выгод, которые может принести взаимодействие с обществом, даже выгод для личной карьеры: будут проекты, будут результаты", — уверен Фадеев.

- Будут медийность и узнаваемость.

- Будет двигать медийность, конечно, да. Надо их учить. Но не все хотят учиться. Наш опыт показывает, что в некоторых регионах начали этот проект. То есть надо их подталкивать, вынуждать, заставлять. В то же время некоторые гражданские активисты не умеют взаимодействовать с властью, а иные брезгуют. Это тоже не правильно.

Общество у нас действительно непростое. Но держится страна регионами. Вновь возвращаемся к Минину и Пожарскому.

"И это, может быть, одна из главных точек нашей русской истории. Когда, казалось бы, не было уже ничего, государство перестало существовать, в Кремле сидели поляки-оккупанты. Где страна? Её же нет! И вдруг мистическим образом откуда-то возникает ополчение", — рассуждает Фадеев.

- Из Нижнего, из Ярославля.

- И вдруг они сходятся, и страна восстанавливается.

В отношении Общественных палат в регионах у Фадеева уже есть очень конкретное предложение. "К сожалению, значительная часть палат слаба", — признается он.

- Слишком подконтрольна губернским властям?

- Они не автономные. В большинстве регионов они, конечно, подконтрольные и недостаточно смелы. Они не должны быть в оппозиции. Тут надо разделять их с той оппозицией, которая борется с властью, разрушает ее. Но они должны быть в оппозиции содержательно. Например, обсуждалось такое предложение, как сделать квоту в региональных палатах и назначать членов региональной палаты будет федеральная. Получить таких своих людей, которые были бы защищены Москвой. Oдин из вариантов. И другие варианты обсуждались, — рассказывает Фадеев.

- Один из парадоксов русской демократии, но иной раз действительно, будучи защищённым Москвой, ты уютнее себя чувствуешь в регионе.

- Да.

- Хотя на это можно посмотреть как на очередную вертикаль?

- Федеральная палата наполовину состоит из представителей регионов — это нормально. И почему бы не сделать обратный канал связи? Для развития региона нужны идеи, проекты, критика.

Кстати, о критике.

- Вы мне шпильку вставили в плане того, что мы уделяли слишком много внимания театральным режиссерам. Я вам шпильку вставлю. Мне не очень нравится ситуация, когда наши с вами коллеги открыто являются членами партий. Вы были членом партии "Единая Россия". Сейчас приостановили членство в ней?

- По закону все члены Общественной палаты приостанавливают членство в партии, — уточнил Фадеев.

- Это правильно, по-моему.

- Да, согласен. Я за определенную автономность.

Вот в эту по закону деполитизированную палату Фадеев, как мы услышали, и хочет внести новую жизнь, потому что общественная повестка, в общем, очевидна. Да и наработки у палаты неплохие, взять практику тех же нулевых чтений резонансных законопроектов. Важно, чтобы резонанс появился у самой палаты и общества. Оно – сложное, но оно того заслуживает.