Пассажиры Киевского вокзала смогли оценить усилия реставраторов, которые закончили работы в Красном зале. Художественную лепнину, отделку колонн, полы и потолок специалисты восстанавливали по историческим документам и чертежам. А чтобы добраться до мраморных стен, пришлось счищать не один слой краски.
Нежно-бежевый, светло-серый, красный и благородный бордовый. Цвета исторической палитры Красного зала Киевского вокзала реставраторы возвращали в течение семи месяцев.
"Когда мы пришли сюда, мы даже не понимали, почему зал называется Красным. Когда мы стали делать зондажные раскрытия, увидели, что под ними находится камень", — рассказал Александр Иванов, раставратор.
Приторно-розовыми стены стали в 90-е. Краска въелась в редкую породу мрамора, некоторые участки пришлось воссоздавать заново.
"Это грузинский камень. Уже на практически закрытых грузинских карьерах. Очень тяжело было его оттуда привезти. Некоторые месторождения заброшены, некоторые карьеры затоплены, "- подчеркнул Иванов.
Капители отмыли от зеленого налета, потолку вернули исторический белый. Рисунок пола восстанавливали по чертежам. Зал расчистили от палаток с цветами и шаурмой. Ежедневно тысячи пассажиров попадают через него в здание Киевского вокзала. Здесь скрупулезная реставрация идет с 2012 года.
"Мы поочередно начинали. С третьего зала ожидания. Потом переходили во второй, последним реставрировался зал ожидания номер один. Это был наиболее трудоемкий этап. Он длился более полутора лет", — поведал Константин Кравцов, главный инженер Киевского вокзала.
Реставраторы вернули утраченные люстры. Обновили роспись дворцовых сводов — таким было вокзальное здание, когда отсюда тронулся первый поезд
"Построено оно было в период с 1912 по 1918 годы. Тогда праздновали юбилей войны 1812 года. Это обусловило внешний вид здания Киевского вокзала, который был выстроен с элементами ампирной архитектуры, в стилистике 100-летней давности", — пояснил Кирилл Алексеев, искусствовед.
Над зданием работали лучшие архитекторы — Алешин, Рерберг, Шухов, Олтаржевский. При строительстве не скупились ни на что.
Одним из самых дорогостоящих отделочных материалов стала кафельная плитка. Ее специально заказывали в Германии и по ней до сих пор ходят пассажиры. В этом году плитке исполнилось 103 года. Реставраторы приняли решение ее не трогать. Заменили только разбитые части.
Решено было оставить и этот памятник эпохи. Его, как музейный экспонат, поместили под стекло.
"Два оригинальных крана. На одном из них даже сохранилась деревянная ручка. Люди сто лет назад приезжали сюда к нам в Москву и могли бесплатно выпить горячей и холодной воды", — рассказал Александр Ермолин, автор проекта "Москва глазами инженера".
Сейчас первозданный вид возвращают Розовому залу. Это последний этап работ. Реставрацию всего Киевского вокзала завершат к концу года.