Александр Ткачев: производство зерна – не меньший труд, чем производство нефти

О том, как Краснодарский край справляется с кризисом, в интервью "Вестям" рассказал губернатор Кубани Александр Ткачев. В эти дни он принимает участие в работе Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.
О том, как Краснодарский край справляется с кризисом, в интервью "Вестям" рассказал губернатор Кубани Александр Ткачев. В эти дни он принимает участие в работе Международного экономического форума в Санкт-Петербурге.

- Как удается держаться в лидирующей десятке? Как привлекаете инвесторов в условиях кризиса и какие контракты планируете на форуме заключить?

- Ну, во-первых, мы проводим очень жесткую политику администрирования, и прежде всего по наполнению доходной части бюджета. Каждую неделю у нас работает антикризисный штаб под моим руководством. Мы анализируем ситуацию в экономике, особенно в зонах, где идет падение или спад определенный, с приглашением руководителей, акционеров, собственников, и, в общем, это таким является хорошим стимулом для многих. Это что касается такой индивидуальной работы. Существует на уровне края и Заксобрания программа по выходу из кризиса, где мы заложили даже в это сложное время финансовые средства прежде всего для поддержки малого, среднего бизнеса, и особенно это касается агропромышленного комплекса. У нас в этой части огромный рост. Мы тем самым своими программами стараемся стимулировать внутренний спрос, для того чтобы через спрос стимулировать и нашего кубанского, отечественного производителя, что чрезвычайно важно. Есть хорошие льготы по налогам, которые работают на территории нашего края. Это, на мой взгляд, главный стимул и главные, в общем-то, сферы поддержки нашего бизнеса, экономики края, на что, в общем-то, экономика реагирует. И, как я уже говорил, мы даже в это время имеем показатели к уровню прошлого года по наполнению бюджета 100%. Ну, а ВВП, экономический рост составит уже за этот квартал 3%. Это, в общем-то, не так уж и мало.

- Александр Николаевич, сегодня стартует Зерновой форум в Петербурге. О чем, на ваш взгляд, должны договориться участники этого рынка, чтобы избежать необоснованных колебаний цен на зерно?

- Вы знаете, в мире вообще складывается такая парадоксальная ситуация. Есть, в общем-то, такие базовые вещи, энергоресурсы, которые влияют в большинстве своем на экономику, на ценообразование практически во всех сферах нашей экономики, и мировой в том числе. И мы говорим, это черное золото – нефть. Мы говорим, есть белое золото – это зерно, что в том числе эта составляющая – она очень важна, крайне важна для в целом человечества, для развития. Потому что из зерна масса производных – через комбикорма, через другие составляющие, через хлеб. Мы производим мясо, молоко, другие продукты питания, практически подавляющее большинство. То есть это такая знаковая вещь. Но что происходит в мире? Мы видим с нефтью каждый год какие-то колебания. Нефть выросла уже за 100 долларов за баррель, сегодня идет падение, но, тем не менее, мы все ожидаем рост, и так далее. Но если зерно – это тоже важная часть экономики, в общем-то, жизнеобеспечения, почему настолько зарегулированные цены на зерно? Почему, как правило, крестьяне получают меньше, чем они этого заслужили? Потому что как получить тонну нефти, так и получить тонну зерна – это огромный труд, это огромные вложения, и сегодня вложения будут окупаться только, может быть, через 5-7 лет, особенно в животноводстве и так далее. И, конечно, мы, край, Кубань – мы агропромышленный регион. Мы каждый год получаем около 10 миллионов тонн хлеба, и для нас это часть неотъемлемая экономики, очень важная. Поэтому когда цена на хлеб, на зерно упала до 3 рублей, конечно, это недопустимо. Конечно, это разоряет наши хозяйства, фермерские, коллективные, акционерные общества. Это, я думаю, никому не интересно. Это в какой-то степени преступно, мы тем самым рубим сук, на котором сидим. Это и продовольственная безопасность, и многие политические факторы, рабочие места. 5-6 рублей, цена, которая есть сегодня, она, в общем-то, хочу сказать объективно, она, может быть, не настолько высока, но она более-менее приемлема.