В Помпеях нашли самую длинную в мире эпитафию с описанием известного скандального события

Фрагмент эпитафии на гробнице в Помпеях. Фото: Special Superintendency for the Archaeological Heritage of Naples and Pompeii
Раскопки монументальной гробницы в Помпеях. Фото: Special Superintendency for the Archaeological Heritage of Naples and Pompeii
Раскопки монументальной гробницы в Помпеях. Фото: Special Superintendency for the Archaeological Heritage of Naples and Pompeii
Фреска с изображением событий 59 года из дома актера Акция Аницета в Помпеях. Фото: Carole Raddato / Flickr
Фрагмент эпитафии на гробнице в Помпеях. Фото: Special Superintendency for the Archaeological Heritage of Naples and Pompeii
Раскопки монументальной гробницы в Помпеях. Фото: Special Superintendency for the Archaeological Heritage of Naples and Pompeii
Раскопки монументальной гробницы в Помпеях. Фото: Special Superintendency for the Archaeological Heritage of Naples and Pompeii
Фреска с изображением событий 59 года из дома актера Акция Аницета в Помпеях. Фото: Carole Raddato / Flickr
Итальянские археологи, ведущие раскопки в Помпеях, представили публике интереснейшую находку: монументальное мраморное надгробие с самой длинной в мире эпитафией. Факты, изложенные в пространной надгробной надписи, оказались бесценными для историков – среди прочего, в тексте упоминается знаменитый скандальный эпизод римской истории.

Итальянские археологи, ведущие раскопки и реставрационные работы в Помпеях, представили публике интереснейшую находку: монументальное мраморное надгробие с самой длинной в мире эпитафией (среди древних и изученных, конечно – археологов пока не интересует, что пишут на современных могилах). Факты, изложенные в гигантской надгробной надписи, оказались бесценными для специалистов – среди прочего, в тексте упоминается знаменитый скандальный эпизод римской истории.

Гробница была обнаружена на участке Сан Паолино, недалеко от Стабианских ворот – одного из входов на территорию древнего города. Раскопки проводились в рамках проекта «Большие Помпеи». Генеральный директор археологического комплекса Помпей, Массимо Осанна (Massimo Osanna), назвал это открытие «самым значительным за последние десятилетия».

Надгробная надпись, как видно на фотографии, состоит из семи строк разной высоты. Длина каждой строки около 4 метров. По иронии судьбы, эпитафия не содержит имени покойного – возможно, оно было указано на отдельной мраморной плите, которая не сохранилась. Однако по прочтении надписи у археологов появилось обоснованное предположение, кому могла принадлежать столь пышная гробница.

Раскопки монументальной гробницы в Помпеях. Фото: Special Superintendency for the Archaeological Heritage of Naples and Pompeii

Имя этого человека – Гней Аллей Нигидий Май, он уже известен ученым по совсем другим надписям, в частности, настенным граффити, найденным в Помпеях. Например: «Инсу­ла (многоэтажный доходный дом), выстро­ен­ная Арри­ем Пол­ли­о­ном, при­над­ле­жа­щая Гн. Аллею Нигидию Маю, сда­ет­ся с июль­ских календ: лав­ки со сво­и­ми антре­со­ля­ми, пре­крас­ные квар­ти­ры ввер­ху и дом. Съем­щик пусть обра­ща­ет­ся к При­му, рабу Гн. Аллея Нигидия Мая».

За свое богатство, высокий статус и бурную деятельность на общественном поприще Гней Аллей Нигидий Май даже получил звание princeps coloniae, «первый в колонии» (т.е. в Помпеях, которые по статусу были колонией), хотя сам он был выходцем из семьи рабов-вольноотпущенников из Кампаньи, а богатство ему принесла успешная торговля. Эта деталь красноречиво говорит о социальной мобильности Помпей незадолго до гибели города в 79 году.

Однако наибольшую известность Аллей Нигидий Май получил как спонсор и организатор гладиаторских игр и боев с дикими животными в городском амфитеатре. Любопытный факт: гробница была впервые исследована археологами еще в 1840 году, и тогда был найден один мраморный барельеф с изображением гладиаторских боев и травли диких животных. Сейчас ученые добрались до плиты с эпитафией, и пока всё, что известно историкам об этом незаурядном жителе древнего города, полностью соответствует фактам биографии, изложенным в многометровой надписи на мраморном надгробии.

К сожалению, ни одно издание не приводит полный текст надписи или его перевод. Однако Массимо Осанна достаточно подробно пересказывает содержание уникальной эпитафии.

«В надгробной надписи перечислены всю основные события его жизни, от грандиозного пира по случаю совершеннолетия до организованных им игр, в которых приняли участие 416 гладиаторов. Эта цифра намного превосходит все наши предыдущие предположения: мы считали, что в амфитеатре Помпей сражались от силы 60 человек или около того. Все были уверены, что игры с участием сотен гладиаторов мог себе позволить только Рим. Мы впервые узнали, что это не так. Должно быть, невероятное было зрелище!», — цитирует слова Осанны британское издание The Times.

Массимо Осанна пересказал и другие события, изложенные в эпитафии: получение toga virilis (белая тога по достижении совершеннолетия, помимо уже упоминавшегося пиршества по тому же поводу), женитьба, получение статуса дуумвира… К слову, историки и раньше знали, что Аллей Нигидий Май был дуумвиром, то есть одним из дуовиров — двух назначенных государством лиц, выполнявших административные функции. Duoviri переводится как «два мужа» — название, применявшееся к различным магистратам и уполномоченным в Риме и в муниципиях. В единственном числе использовалась форма дуумвир, «один из двух мужей». Это лишнее подтверждение гипотезы, что в гробнице без имени покоится именно Гней Аллей Нигидий Май.

Раскопки монументальной гробницы в Помпеях. Фото: Special Superintendency for the Archaeological Heritage of Naples and Pompeii

Если так, то из надписи ученые выяснили, что он участвовал в различных статусных мероприятиях, таких как официальные торжества, пиршества, сборы благотворительных пожертвований и уже не раз упоминавшиеся зрелища с гладиаторами и дикими животными, сообщает итальянское издание ANSAmed со слов Массимо Осанны.

Однако самой интересной информацией, которую ученые «выудили» из погребальной биографии, оказалось упоминание скандального события, связанного с гладиаторскими боями.

«Благодаря описанию жизненного пути покойного мы узнали много важных деталей помпейской истории, среди которых – знаменитый эпизод, описанный Тацитом, имевший место в Помпеях в 59 году: в амфитеатре во время выступления гладиаторов началась потасовка, которая переросла в вооруженные столкновения на улицах города», — говорит Массимо Осанна.

Тогда под горячую руку попали и представители высшего общества, некоторые были найдены убитыми. Археологи полагают, что «хозяин» гробницы погиб в одной из таких уличных стычек – если это Аллей Нигидий Май, то теперь время его смерти установлено с точностью до года (ранее считалось, что он умер в 78-м, за год до извержения Везувия, погубившего Помпеи – во всяком случае, этим временем датировали сооружение гробницы).

Вот описание кровавого инцидента из книги историка В.Л.Горончаровского «Арена и кровь: римские гладиаторы между жизнью и смертью»:

«О том, какого накала могли достигать страсти в такой момент, свидетельствует характерный эпизод из истории Помпей, удостоившийся упоминания в «Анналах» Тацита: «Начавшись с безделицы во время представления гладиаторов… вспыхнуло жестокое побоище между жителями Нуцерии и Помпей… Задирая сначала друг друга насмешками и поношениями, они схватились затем за камни и наконец за оружие, причем взяла верх помпейская чернь, в городе которой давались игры. В Рим были доставлены многие нуцерийцы с телесными увечьями, и еще большее их число оплакивало гибель детей или родителей» (Тас. Ann. XIV. 17). В итоге разбушевавшиеся помпейские «фанаты» были наказаны запретом на организацию гладиаторских игр в течение долгих десяти лет. Правда, три года спустя это жесткое решение было отменено, возможно, в связи с поразившим город мощным землетрясением 62 года н. э., ставшим предвестием уничтожившей его катастрофы. Один из помпейских гладиаторов, успевший обзавестись собственным домом, заказал художнику представить стычку между помпейцами и нуцерийцами в настенной росписи. Здание амфитеатра изображено на фреске с высоты птичьего полета. Мы можем видеть сцену боя на арене, натянутый над частью зрительских мест веларий, вокруг скопище различных лавок со всякой снедью и мелкими товарами для пришедших на представление людей, и буквально повсюду — дерущихся горожан. Вероятно, такие кровавые побоища могли периодически происходить и в других городах».

В описании Горончаровского есть лишь одна неточность: упомянутая фреска была найдена в доме Акция Аницета, довольно известного в Помпеях актера пантомимы.

Фреска с изображением событий 59 года из дома актера Акция Аницета в Помпеях. Фото: Carole Raddato / Flickr

Массимо Осанна не сдержался и заметил: «Фанаты гладиаторов были точь-в-точь как современные футбольные болельщики-хулиганы. С тех пор, по сути, ничего не изменилось. Тогда императору пришлось на десять лет закрыть амфитеатр Помпей в качестве наказания за кровавое побоище».

Действительно, инцидент привлек внимание императора Нерона, который приказал Римскому сенату расследовать случившееся. По итогам проведенного консулами расследования Нерон «воспретил общине помпейцев на десять лет устройство этого рода сборищ и распустил созданные ими вопреки законам товарищества», пишет Тацит. Устроитель игр, бывший римский сенатор Ливиней Регул, а также все остальные, кого признали виновными в подстрекательстве к беспорядкам, были отправлены в ссылку.

Изучение уникальной эпитафии помогло ученым выяснить новую деталь, которой не было у Тацита: оказывается, в ссылку были отправлены и некоторые городские магистраты (чиновники) — они не смогли обеспечить порядок в городе и разделили, так сказать, коллективную ответственность. 22-летний Нерон, позже прославившийся как один из худших римских императоров и прототип Антихриста из Откровения Иоанна Богослова, в этом случае показал себя суровым, но разумным правителем – все виновные были справедливо наказаны. Впрочем, наверняка многие жители Помпей еще до откровений Иоанна считали Нерона исчадием ада за запрет любимого зрелища. Никто не предполагал, что всего через 20 лет извержение Везувия остановит город навеки.

Остается надеяться, что ученые скоро представят публике полный текст надгробной надписи и новые результаты своих исследований.