Путин выяснял в Калининграде, что мешает в российских портах перейти на рубли

Пересмотреть систему формирования цен на авиабилеты, сделать их доступнее для пассажиров, а для самого западного региона страны — в качестве исключения — отменить НДС на авиаперевозки. Сегодня в Калининграде президент провел совещание, посвященное развитию транспортной инфраструктуры российского анклава в Европе. Среди тем совещания — модернизация международных пунктов пропуска на границе, развитие портов и ремонт автодорог.

Пересмотреть систему формирования цен на авиабилеты, сделать их доступнее для пассажиров, а для самого западного региона страны — в качестве исключения — отменить НДС на авиаперевозки. Сегодня в Калининграде президент провел совещание, посвященное развитию транспортной инфраструктуры российского анклава в Европе. Среди тем совещания — модернизация международных пунктов пропуска на границе, развитие портов и ремонт автодорог.

Разговор на совещании сразу вышел за рамки сугубо транспортных вопросов. Речь зашла, по сути, об эффективности работы чиновников.

Например, государству уже давно пора перейти на рубли, рассчитываясь с компаниями, которые занимаются обслуживанием причалов в портах и загрузкой судов. Казалось бы вот он, отказ от доллара. И поддержка инициатив Центробанка налицо. Разговоры, как выяснилось, идут давно, но дело не движется.

Из беседы президента России Владимира Путина с участниками совещания.

Есть какие-то трудности? — Трудностей нет. – Ну, а что? Вы не хотите говорить под камеры? Какие проблемы? — Проблем нет, Владимир Владимирович, мы все сделаем, исполним, доложим соответственно. -
Тогда в чем дело? Минэкономразвития согласно, Минфин согласен, ФАС предлагает. А почему не делаем? Это когда у нас было? — Этому поручению уже больше полутора лет. — А чего происходит-то? Сколько нужно для того, чтобы объявить об этом официально и начать этот процесс? — Специально времени не нужно. Мы сейчас отработаем все, ускоримся и сделаем. — Не-не-не! Вы так уже делаете полтора года. Когда мы объявим о том, что процесс начался? Процесс реальный перехода. И с какого времени объявим, что с этого времени дальше будет только в рублях? Когда? — 1 января. — Надо голову включить и посмотреть, чтобы не было убытков ни у кого, но переходить нужно на национальную валюту".

Развитие портов — один из приоритетов, особенно для северо-запада России. Однако бизнес предпочитает отправлять грузы из соседних стран — там условия выгоднее. И такую ситуацию нужно менять.

"Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, но, разумеется, условия здесь должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах. А когда выгоднее тащить за рубеж, ну что им сказать — они будут за рубеж тащить", — сказал Путин.

Разговор заходит об авиаперевозках. Для региона — одна из наиболее острых тем. Билеты зачастую — не по карману. В зале предлагают решение — обнулить налог на добавленную стоимость на авиаперевозки в Калининградскую область. В этом случае, подcчитали в Минфине, билет до Москвы и обратно в эконом-классе обойдётся максимум в 9 тысяч рублей.

"НДС убираем. Я думаю, что для жителей и для тех, кто реально связан с Калининградом, — это хорошая новость. Это будет и инвесторам на пользу, потому что объем перевозок, я надеюсь, увеличится серьезным образом. И для граждан, и для представителей бизнеса, и для силовых структур ситуация поменяется", — указал президент.

Но доступность авиабилетов — проблема не только для калининградцев. Зачастую, уверены в Федеральной антимонопольной службе, система Amadeus — через неё осуществляется бронирование — устанавливает цены так, что у специалистов возникают подозрения.

"Мы много лет пытаемся разобраться с этой системой. Нам мешают пока. Мы не можем получить эту систему для того, чтобы разобрать ее на косточки и посмотреть, насколько это хорошая практика", — пожаловался глава ФАС Игорь Артемьев.

"Полностью с вами согласен. Надо точно совершенно разобраться с этим, что там происходит. Я знаю про эти компьютерные системы, которые сами цены устанавливают, не хочется говорить, что чушь это все, но разобраться с этим точно нужно", — отреагировал глава государства.

Чем больше людей смогут позволить себе авиаперелеты, тем выгоднее и аэропортам. В том числе обновлённому калининградскому Храброво.

Новые стойки регистрации, более 20 кабин погранконтроля. Сотрудники аэропорта обещают сделать все, чтобы пассажир не терял ни минуты. Масштабные изменения ещё впереди. Отсюда сейчас вылетают внутренние рейсы. Но скоро завершится реконструкция соседней части, внутрироссийские маршруты перенесут туда. А здесь будет международное крыло. Станет ещё просторнее.

Владимиру Путину тоже показали, как теперь выглядит терминал. Причём, аэропорт в этот момент не закрывали. Многие пассажиры, увидев президента, заметно оживились. Путин тоже помахал в ответ. Комплекс — не просто новые площади, — это, прежде всего технологии. Кроме того, взлетно-посадочную полосу к весне удлинят. И аэропорт сможет принимать почти все тяжелые дальнемагистральные лайнеры.

"Среднее время прохождения регистрации составит порядка наверное от 10-13 минут", — доложил Александр Корытный, генеральный директор аэропорта Храброво.

Не могла не зайти речь на совещании и о крайне острой проблеме — качественных дорог.

"Мы рассчитываем, что изменить ситуацию сможет исполнение вашего поручения, которое предопределяет перераспределение доходов от акцизов на нефтепродукты, и это позволило бы субъектам округа уже в 2019 году получить дополнительно порядка 22 миллиарда рублей на дорожную деятельность", — сообщил Максим Соколов, министр транспорта РФ.

"Только на другие цели не надо направлять. А то опять не будет хватать. Денег всегда не хватает. Но я слышал, договорились на дорожные сети тратить, надо тратить именно на дорожные сети", — указал Путин.

Калининград уже может похвастаться новыми трассами. готов участок северного объезда — потоки частично удалось пустить в обход города. Реконструировали Берлинский мост, построенный ещё в 1938 году.

Строится восточная эстакада: футбольные болельщики, приехав из Польши, смогут, минуя центр, попасть на стадион. Но и пункты пропуска на границе должны стать современнее. Ещё одна проблема — грузы, которые перевозят внутри России, подвергаются таможенным процедурам. На это жалуются участники совещания — несмотря на поправки в закон, некоторые ведомства разослали на места специальные методические письма.

Владимир Путин был удивлен.

"Какие могут быть методические письма, противоречащие закону? — Ну, ровно поэтому их отозвали. — Это практика НКВД. Да-да-да, точно-точно, так и было. Ведомственные инструкции ставились выше закона. Слава богу, прекратили, наверное, я надеюсь, такую практику".

Зелёная папка на столе во время разговора Путина с губернатором Калининградской области Антоном Алихановым напоминает о многочисленных жалобах и обращениях. Застарелых проблем, которые накапливались долгие годы, в регионе немало. Например, перегруженность школ.

"Вот в некоторых школах, номер 50, например, в Калининграде на 700 учеников рассчитано, обучается 1500. — Готов доложить. Строим, строим школу. В следующем году будем сдавать. — Там? — Нам нужно в городе Калининграде три школы. И мы хотим по программе Минобра в следующем году в одном районе и по программе Минстроя в другом районе. А третью школу построить уже в 2019-м. Будем работать".

Кроме того, президент подчеркивает — нужно быстрее достроить объездную дорогу вокруг города. И решить проблемы с газификацией.