Тема:

Мигранты в Европе 3 недели назад

Миграционное ралли: как беженцы попадают в Испанию

Толпы мигрантов без труда проникают в Испанию из Марокко. Шестиметровый забор в Африке, в испанском полуанклаве Сеута, беженцы берут, словно олимпийцы третьеразрядную высоту. Кто продает беженцам европейскую мечту?

Толпы мигрантов без труда проникают в Испанию из Марокко. Шестиметровый забор в Африке, в испанском полуанклаве Сеута, беженцы берут, словно олимпийцы третьеразрядную высоту. Кто продает беженцам европейскую мечту?

Эмату Ланасьон бежал из Камеруна. Его отец ушел из семьи, когда юноше было три года, позже умерла мать. Подростка вырастила улица. Но талант его не признала. Он уверен, что скоро о нем узнает вся Европа.

Нигерия, Сенегал, Мали, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Сьерра-Леоне, Гана, Конго — маршрут "экономических" мигрантов может начинаться из любой страны Центральной и Западной Африки. Цель одна — попасть в ЕС. Их путь лежит через Нигер и Алжир.

Пустыня Сахара. Беспощадная и жаркая. Куда ни посмотришь, везде песок. Укрыться от солнца негде. Сколько ни бери с собой воды, все равно не хватит. Мигрантам нужно пройти по пустыне больше тысячи километров. Сделать это пешком почти невозможно, верблюд тоже не спасет. Единственный вариант — заплатить тем, кто перевезет тебя под покровом ночи.

Желающих ежедневно — тысячи. Их перевозят в пикапах, иногда прямо перед дорогой грабят и избивают, раненых или недовольных могут выбросить по пути. Случаи были. Так, в песках нашли погибших, среди которых были и подростки. Высушенные солнцем тела.

"Это чистый бизнес. Кто-то перевозит через границу гашиш, сигареты, одежду, кто-то — людей. Но они используют быстрые машины, как на ралли, чтобы военные их не поймали", — рассказывает один из бедуинов.

Расценки зависят от того, из какой страны пришел мигрант. В среднем отдать придется для многих неподъемные 170 евро.

"Все это непросто. У нас есть братья, которые едут в Ливию, оттуда возвращаются в Марокко и наоборот. Может, там не получиться сесть на лодку в Италию, можно, тут через забор не пролезть. Как повезет", — рассказал один из беженцев.

Глава общины из Кот-д'Ивуара. 17 лет в бизнесе. Он занимается переправкой людей из Алжира в город Фес и далее к испанской границе. Каждый прибывающий должен заплатить. Нет денег — посылают просить милостыню на светофорах. Другой работы здесь просто нет. В лагере на 200 человек — 12 национальностей, у каждой общины свой главарь. Дома строят из картона, найденного на помойке, и деревянных палок. Свет — от генератора. Вещей с собой — минимум.

На карте вдоль испанской границы, куда направляются мигранты, есть несколько точек сбора. Иногда они появляются в самом приграничном городе Фнидек (Кастильехос). Но чаще концентрируются в ущельях на территории национального парка.

Лес — это то самое место, где скапливаются тысячи мигрантов перед тем, как начать штурм. Удобно с точки зрения рельефа — здесь не проехать патрульной машине, если прочесывать, то только пешком, если начинается "зачистка", мигранты прячутся в многочисленных пещерах. Двое камерунцев не так давно в них задохнулись.

Следы присутствия мигрантов повсюду. Неделями они выжидают команды, когда можно прорываться к границе. Мобильные телефоны выключают. И хотя почти на каждом холме стоят пограничные вышки, есть места, где может укрыться не один десяток человек.

После того как в Испанию впервые за долгое время неожиданно прорвались больше тысячи человек, поток мигрантов внезапно иссяк. "Марокканская армия на нас натравливает собак, избивает дубинками", — говорят беженцы. Они сидят вдоль трассы и снова собирают милостыню, уходить из леса обратно никто не собирается.

Граница. Снимать здесь можно только на телефон. Если полиция увидит камеру, сразу арестует. Ей совсем не нужно, чтобы кто-то здесь рассказывал о том, как мигранты переходят на ту сторону.

Как только Марокко что-то не устраивает в отношениях с ЕС или Испанией, миграционный вентиль открывается, и пограничники неожиданно перестают реагировать на то, как прямо под их КПП на резиновую лодку грузятся десятки африканцев. Цена — около тысячи евро с человека. За трехминутную поездку на гидроцикле берут около 5 тысяч. В этом году так перевезли уже около полусотни человек. Беженцам из арабских стран продают фальшивые паспорта марокканцев — жители приграничного города могут пересекать КПП без виз.

Граница живет торговлей и контрабандой. Подкупить здесь можно все, включая бдительность военных. Здесь же на фоне криминала и бедности по обе стороны границы растет и число сторонников исламистов. Два анклава в Северной Африке — Сеута и Мелийя — возглавляют список самых радикализированных мест Испании. Каждый пятый — на стороне ИГИЛ (запрещена в РФ)(запрещенная в РФ организация), любой арест вызывает бурные протест местной мусульманской общины.

Боевики используют марокканцев не только для переброски своих людей в Европу, но и для выполнения там своих задач. Их агенты активно работают с молодежью. 4,5 миллиона выходцев из Марокко легально живут в ЕС и часто имеют по несколько паспортов. Но Рабат, тесно связанный инвестициями с Саудовской Аравией и "Братьями-мусульманами" (запрещенная в РФ организация), закрывает на это глаза. О том, что подозреваемые в совершении теракта в Барселоне – марокканцы, здесь тоже не сказали ни слова.