Дело Кирилла Серебренникова: все только начинается


Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Ближайшие два месяца Кирилл Серебренников проведёт под домашним арестом, в своей квартире на Пречистенке. Такую меру пресечения режиссёру, которого обвиняют в хищении 68 миллионов бюджетных рублей, избрал Басманный суд столицы.

Ближайшие два месяца Кирилл Серебренников проведёт под домашним арестом, в своей квартире на Пречистенке. Такую меру пресечения режиссёру, которого обвиняют в хищении 68 миллионов бюджетных рублей, избрал Басманный суд столицы. При этом, Серебренников сможет ходить в театр — по разрешению следователя. Как прошло заседание, на которое пришли многие деятели культуры? И что заявил сам режиссёр судье?

Десятки фотоаппаратом и телекамер, пресса и сотни неравнодушных к этому громкому делу собрались у входа в Басманный суд еще за два часа до начала заседания. В сопровождении конвоиров и в наручниках, режиссера Кирилла Серебренникова привели в зал судебного заседания. Он шел молча, и лишь на вопрос – признаете ли свою вину, ответил короткое – нет.

Ночь накануне ареста Серебренников провел в СИЗО Матросская Тишина, в камере с подозреваемыми в совершении экономических преступлений. Из еды на завтрак – пшённая каша, а еще бананы и шоколад, принесенные адвокатом. На условия содержания, пришедшим к нему наблюдателем не жаловался, удивлялся лишь предъявленному обвинению.

"Он говорил, что когда он прочитал обвинение, не знал, что ему делать, то ли плакать, то ли смеяться, то ли громко возмущаться, он сказал, что для него это было равносильно тому, как если бы его обвинили, что он прорыл подземный тоннель, от Лондона до Бомбея", — возмущается Ева Меркачева, член Общественной наблюдательной комиссии, журналист.

Пока внутри суда, журналисты и коллеги Серебренникова ожидали начала заседания, на входе людей лишь прибывало. В какой-то момент правоохранители была вынуждены оттеснять толпу к тротуару с проезжей части. Вдоль всей пешеходной улицы, примыкающей к суду, выставили сотрудников полиции и служебные автобусы.

Здесь очень много людей, очень много деятелей культуры и обычных граждан, пришли поддержать. Постоянно разносятся лозунги "свободу Кириллу Серебренникову, браво", ему аплодирует толпа почти все время.

Десятки коллег обвиняемого в хищении 68 миллионов бюджетных денег Серебренникова поручились за него. Режиссер Андрей Смирнов выступал в его защиту в суде. Пришедшие на процесс деятели культуры, также требовали отпустить драматурга прямо в здании суда.

"Произошло ужасное событие вне зависимости от того, чем оно кончится. Оно само по себе уже ужасное, Серебренников один из определяющих людей сейчас в нашем театре", — заявил Сергей Юрский, актер, народный артист РСФСР.

Серебренников обвиняется по 159 статье части четвертой – мошенничество в особо крупном размере. По версии следствия, деньги выделенные организации Серебренникова "Седьмая студия", на театральный проект "Платформа", призванный развивать искусство в России, были похищены, с помощью фиктивной документации, в том числе по спектаклю Серебренникова "Сон в летнюю ночь". Обвинительные показания на худрука Гоголь-Центра дала экс-бухгалтер компании Нина Масляева. Суд, как и ходатайствовал об этом накануне следственный комитет, избрал для Серебренникова мерой пресечения – домашний арест.

С этим решением многие были не согласны. Уже известно, что защита режиссера будет подавать на апелляцию. Режиссера хотели выпустить и под залог, ради этого на процесс явилась Ирина Прохорова, заявившая, что готова выплатить любую сумму, объявленную судом.

"Чтобы все-таки великому режиссеру, гордости нашей страны было дозволено продолжать работать, хотя я прекрасно понимаю, каково ему было бы продолжать работу в этих условиях, но, тем не менее, я считаю, что это было бы правильно. Хотя, конечно, я, как и все, очень огорчена, что его посадили под домашний арест", — призналась Ирина Прохорова, член экспертного совета фонда Михаила Прохорова.

После процесса, на режиссера надели специальный браслет, призванный контролировать его перемещения в рамках домашнего ареста. По специальному разрешению следователя, ведущего дело, Серебренникову будет позволено посещать театр, чтобы не прерывать рабочую деятельность. Под арестом на данный момент находятся еще трое сотрудников "Седьмой студии" и Гоголь-центра, Алексей Малобродский, Юрий Итин и Нина Масляева. По версии следствия за 13 лет, ими было похищено более 200 миллионов рублей.