Кишечные бактерии наших предков имели "биоритмы" и подстраивались под условия окружающей среды

Рацион племени хадза состоит в основном из мяса, ягод, плодов баобаба, клубней и мёда.

Рацион племени хадза состоит в основном из мяса, ягод, плодов баобаба, клубней и мёда.
Фото Matthieu Paley/National Geographic.

Микробиота кишечника хадзы примерно на 30% более разнообразна по сравнению с показателями жителей развитых стран.

Микробиота кишечника хадзы примерно на 30% более разнообразна по сравнению с показателями жителей развитых стран.
Фото Jeff Leach.

Рацион племени хадза состоит в основном из мяса, ягод, плодов баобаба, клубней и мёда.
Микробиота кишечника хадзы примерно на 30% более разнообразна по сравнению с показателями жителей развитых стран.
На примере восточноафриканского народа хадза учёные доказали, что наши предки обладали невероятно разнообразной микробиотой кишечника, а её бактерии "синхронизировались" со сменой сезонов. У аборигенов, живущих изолированно, до сих пор сохраняются "кишечные биоритмы", а заболевания желудочно-кишечного тракта просто отсутствуют.

Мы – то, что мы едим. Простая истина: в зависимости от рациона могут меняться здоровье и даже внешность человека. И его внутренний мир тоже. В частности, микроорганизмы, населяющие желудочно-кишечный тракт.

О кишечных бактериях сегодня известно довольно много: они, к примеру, передаются по наследству и влияют на вес. Более того, эти микроорганизмы миллионы лет эволюционировали вместе с людьми, хотя и древние экземпляры ещё встречаются в организмах некоторых племён индейцев.

Давно известно, что на микробиоту кишечника человека влияет его питание. Новое исследование, проведённое командой из Медицинской школы Стэнфордского университета, в очередной раз доказало эту связь, а также тот факт, что кишечные бактерии способны приспосабливаться к цикличным сезонным изменениям питания.

Такие выводы удалось сделать благодаря работе с немногими оставшимися в мире группами охотников-собирателей. Специалисты исследователи микробиоту представителей коренного народа Танзании под названием хадза, который живёт изолированно в восточно-африканской рифтовой долине. Его рацион изменяется в зависимости от времени года и изменений климата. По такому же принципу питались наши предки, и авторы подчёркивают, что это исследование позволяет сравнить, как изменилась микробиота кишечника человека за последние 10-15 тысяч лет.

Примерно тогда появилось сельское хозяйство, радикально перестроив рацион древних людей. Столь же значительное изменение произошло с тех пор лишь однажды – в прошлом столетии, когда в жизнь современных людей вошли ГМО-продукты, диеты, стрессы, антибиотики, антибактериальные средства и климатические проблемы. Всё это сильно повлияло на микробиоту кишечника.

Авторы работы отмечают, что было бы сложно оценить "вклад" экологических и социальных изменений в потерю микробного разнообразия нашего ЖКТ без знания того, каким оно было раньше. Народ хадза как раз помог в этом. Его численность – всего тысяча человек, причём лишь 200 из них ведут традиционный образ жизни охотников и собирателей. Их рацион состоит в основном из мяса, ягод, фруктов (плодов баобаба), клубней и мёда.

Если в развитых странах рацион людей практически неизменен в течение года, то здесь картина совсем иная. Хадза не пользуются холодильниками и не ходят в супермаркеты, а их рацион изменяется вместе со сменой времён года. Правда, их в рифтовой долине всего два – сухой сезон, когда основными продуктами питания становятся мясо, плоды баобаба и клубни, а также влажный, во время которого преобладают мёд и ягоды, хотя клубни и плоды баобаба также остаются доступными.

Микробиота кишечника хадзы примерно на 30% более разнообразна по сравнению с показателями жителей развитых стран.

"От 100 до 200 человек хадза, придерживающихся такой диеты, возможно, откажутся от неё уже через десятилетие или два, а может, и раньше. Мы решили воспользоваться моментом, чтобы исследовать их микробиоту", — поясняет ведущий автор работы Джастин Зонненбург (Justin Sonnenburg).

Его команда в течение года собирала образцы стула у 188 представителей хадзы. Анализ микробиоты добровольцев показал, что её состав изменяется сезонно, в соответствии с рационом питания. Так, в сезон дождей, когда самой калорийной пищей становился мёд, популяции многих видов кишечных бактерий уменьшались. Между тем в сухой сезон, когда потребление богатых клетчаткой клубней достигало максимума, разнообразие и численность микроорганизмов восстанавливались. Преобладающими среди них в этот период были "полезные" бактерии превотеллы (Prevotella), которые специализируются на переработке растительной пищи, а также бактериоды (Bacteroides), которые "утилизируют" белки и помогают в переработке углеводов.

Исследователи также выяснили, что в целом микробиота кишечника хадзы примерно на 30% более разнообразна по сравнению с показателями жителей развитых стран. Более того, большинство из тех бактерий, которые показали самые значительные пики колебания в разные сезоны, вообще не встречаются в микробиоте большинства людей.

При этом люди из народа хадза вообще не знают, что такое рак от толстой кишки, колит или болезнь Крона (хроническое воспалительное заболевание ЖКТ), добавляют специалисты.

Работа, опубликованная в журнале Science, стала первым исследованиям, демонстрирующим, как сезонная доступность растений и животных могла повлиять на микробиоту наших предков, заключают авторы. Кроме того, это первое доказательство того факта, что человеческий кишечник когда-то имел собственный "биоритм", синхронизированный с условиями окружающей среды. И это явление было утрачено в ходе прогресса и изменений в образе жизни.

Добавим, что ранее кишечные бактерии, провоцирующие ожирение, распределили по географическим широтам.