Каталония учит мир уважать права человека

В Барселоне сотни тысяч людей изо дня в день заполняют улицы: так началось объяснимое противостояние с Мадридом вокруг идеи местных властей провести 1 октября референдум об отделении Каталонии от Испании. На самом деле, это, конечно, внутреннее дело Испании. Но есть и один урок – для многих.

В Барселоне сотни тысяч людей изо дня в день заполняют улицы: так началось объяснимое противостояние с Мадридом вокруг идеи местных властей провести 1 октября референдум об отделении Каталонии от Испании. На самом деле, это, конечно, внутреннее дело Испании. Но есть и один урок — для многих.

В Мадриде считают, что и этот бюллетень, и сам референдум незаконны. Но нам с вами важно другое: все надписи продублированы на трёх языках. Сверху – каталонский, то есть, язык сепаратистов, внизу — совсем редкий окситанский, еще одна региональная вариация некогда общей для всех латыни. А посредине — еще и кастильский, то есть испанский, то есть, язык Мадрида, который сепаратисты в Барселоне считают иностранным и от которого хотят отделиться.

Однако, поди ж ты, и на этом языке строка есть. Как это?

Дело в том, что для многих даже самых истых граждан Каталонии родной язык все-таки не каталонский, а испанский. Как на Украине для многих родной — все-таки русский.

Но на Украине только говорят, что "цэ Европа", однако на этой неделе в средних школах замахнулись на преподавание уже не только на русском, но даже на румынском. А в Каталонии — настоящая цивилизованность: такая Европа, где если уважаешь своих сограждан, то уважаешь их права человека.

К сожалению, мы сомневаемся, что об этом шла речь на встрече президентов Петра Порошенко и Дональда Трампа на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. Но, к сожалению, на украинском фронте для многих западных партнеров главное не права человека, а геополитика. А с ней все, к сожалению, как раз ясно.