"Салют-7": история подвига, который никто не смог повторить

К прокату готовится новая отечественная кинокартина, снятая при участии ВГТРК, – "Салют-7". Фильм – о захватывающем эпизоде в истории отечественной космонавтики, когда в 1985 году на орбите отключилась 20-тонная советская станция "Салют-7" и любой ценой надо было спасти Землю от падения станции.

К прокату готовится новая отечественная кинокартина, снятая при участии ВГТРК, — "Салют-7". Фильм — о захватывающем эпизоде в истории отечественной космонавтики, когда в 1985 году на орбите отключилась 20-тонная советская станция "Салют-7" и любой ценой надо было спасти Землю от падения станции. Приказ сделать это получили космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных. Но сначала нужно было пристыковаться к неуправляемой станции, оживить её и взять под контроль. Как проходили съёмки?

Про этот фильм можно сказать: просто фантастика! Но сюжет нового российского космического блокбастера к фантастике не имеет никакого отношения. Реальность недалекого прошлого сама написала лучший сценарий.

"Салют-7" — это история настоящего подвига, который и 30 лет спустя еще никому не удалось повторить", — уверен режиссер картины Клим Шипенко.

Они первыми в мире состыковались в космосе с неуправляемым объектом, 20-тонной станцией, которая сходила с орбиты и приближалась к Земле. Войдя внутрь этой, по сути, железной бочки, они чудом вернули ее к жизни, ежеминутно рискуя своей.

В ожидании выхода на большие экраны грандиозного космического детектива "Салют-7" герои той легендарной поисково-спасательной экспедиции вспоминают, что же случилось тогда на околоземной орбите. А исполнители главных ролей в экранизации героического подвига делятся секретами, как это снимали.

11 февраля 1985 года советская космическая станция "Салют-7", находясь в автономном полете, перестала выходить на связь. Дистанционное управление оказалось невозможным, и станция начала медленно сходить с орбиты. Катастрофа казалась неминуемой — траектория падения — от Южной Европы до Японии.

"Встал вопрос, что же делать: Или ее бросать — она потом упадет, неизвестно куда, — или принять все меры к тому, чтобы ее спасти. А как это сделать? Значит, нужен экипаж, который туда должен полететь", — вспоминает Алексей Леонов, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Экипаж за спиной называли "смертниками". В Центре подготовки все понимали: это — полет в одну сторону, полет в неизвестность. Не было точных данных, где находится "Салют", какие на станции повреждения и – главное — как к станции пристыковаться. И только командир экипажа Владимир Джанибеков был уверен: все получится!

"В том, что я состыкуюсь, я не сомневался: ни с первой, так со второй попытки. Уверенность была в том, что корабль не подведет, а дальше все от нас зависело", — говорит Владимир Джанибеков, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Откуда у командира такая уверенность, понял актер Владимир Вдовиченков, который сыграл самого Джанибекова в экранизации. "Тогда космонавты были избранными, как будто посланники человечества. Мысли — на другом уровне. Мне кажется, они чуть-чуть ощущали себя ангелами", — отметил Вдовиченков.

Как по небесному проведению в окошке иллюминатора корабля и появилась станция. О том, что нашли именно "Салют" космонавты поняли по яркому свечению.

"Когда после последнего маневра мы вышли из тени и увидели станцию, Володя сидел у иллюминатора справа, и мы увидели этот рукотворный кораблик, он был намного ярче, чем все звезды", — вспоминает Виктор Савиных, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт СССР.

Бортинженер того исторического полета Виктор Савиных в своей книге "Записки с мертвой станции" стыковку с "Салютом" назвал стыковкой с громадным булыжником, летящим только по ведомой ему одному траектории. Чтобы подлететь к стыковочному модулю, "Союзу" пришлось облетать станцию, а ведь космические корабли двигаются не так, как истребители, маневрируя, а лишь корректируя свою траекторию. В случае ошибки — столкновение и неминуемая гибель.

"Володя кончиками пальцев подобрал скорости нашего корабля со скоростями станции, выровнял, и мы выдали импульс на сближение", — рассказал Виктор Савиных.

"Стыковка произошла на заходе, и солнце мне било точно в перископ. В какой-то период у меня были проблемы с определением, — отметил Джанибеков. – Но все прошло спокойно, само касание было деликатным".

Но главные и самые опасные сюрпризы ожидали космонавтов внутри заснувшей станции.

За четыре месяца неуправляемого полета, когда станцию швыряло и переворачивало во все стороны, она чудом сохранила герметичность, но на борту вышли из строя все системы жизнеобеспечения — солнечные батареи и системы регенерации воздуха не работали, трубопроводы полопались от замерзшей воды. Темнота и мертвецкий холод встретили космонавтов на "Салюте", а ведь у экипажа не было даже элементарных перчаток, и запас кислорода был всего на пять суток. Чтобы максимально точно передать атмосферу на станции, создатели фильма построили под Петербургом полноразмерный макет "Салюта", оснастили его настоящими приборами, многие из которых были в космосе, все сцены невесомости на тросах актеры проходили с каскадерами.

В это почти невозможно поверить, но они сделали невозможное — прозвонили все электрические цепи "Салюта", восстановили электропитание, а затем справились уже с потопом на станции — от растаявшего льда. Как не умерли от недостатка и переизбытка кислорода, как почти ежедневно боролись за жизнь!

"У этих космонавтов действительно были истории. Они, может быть, были не такие драматические, как в кино, но это история преодоления себя, это история любви к Родине, к работе, к своей семье, к жизни, ко всему", — считает актер Павел Деревянко.

Они стали заложниками "Салюта" почти на четыре месяца. Зритель вместе с героями за киносеанс прочувствует каждый из этих ста дней, ощутит себя на борту терпящей бедствие станции. "Салют-7" — это фильм про наш общий подвиг, когда можно не прятать слезы, сжимать кулаки и верить, что наши герои вернутся домой.