"Бесплатный проезд плюс адреналин": как защитить детей от опасной моды?

Им уже мало просто прокатиться снаружи поезда: новым трендом у московских зацеперов стали безумные трюки, которые снимаются на камеру и потом попадают в Интернет. Роскомнадзор уже заблокировал более двухсот групп в соцсетях, где шла активная пропаганда экстремальных увлечений. Почему меры пришлось принять срочно?

Им уже мало просто прокатиться снаружи поезда: новым трендом у московских зацеперов стали безумные трюки, которые снимаются на камеру и потом попадают в Интернет. Роскомнадзор уже заблокировал более двухсот групп в соцсетях, где шла активная пропаганда экстремальных увлечений. Почему меры пришлось принять срочно?

— Бегут вдоль рельсов, также в обратную сторону, либо на противоположный путь.

Война с зацеперами идет на всех железнодорожных платформах Москвы и Подмосковья. Экстремалов снимают с электричек во время движения. Помимо полицейских их вынуждены гонять и машинисты.

Кажется, им уже мало просто ездить на поездах — зацеперы начинают хвастаться акробатическими трюками или в прямом смысле слова ложиться под поезд.

Зацепинг родился с появлением первых поездов — тогда люди забирались на крыши из-за нехватки мест в вагонах. В наше время это стало опасным увлечением молодежи. А в последний год, заявляют специалисты, зацепингом и вовсе стали заниматься дети.

— Стали младше возрастом сами зацеперы. Если раньше это было от 16 и старше, то сейчас можно увидеть и 12, и 13-летнего зацепера.

Дети лезут на крыши поездов, насмотревшись видео в Интернете. Только за год Роскомнадзор заблокировал в социальных сетях более 200 сообществ, где состояло порядка двух миллионов человек. Большинство — подростки, которые смотрели наглядную инструкцию, как прокатиться на поезде, не заходя в вагон.

На старых электричках они цепляются за буфер, на ласточках "сидят под юбкой" — так на их жаргоне называется отсек внутри локомотива. Максим — зацепер с трехлетним стажем. Ездит где угодно, только не внутри вагона — он скорее займет место между ними.

Так, стоя, он семь часов добирался до Питера, но в основном Максим колесит по Подмосковью. Не раз получал травмы, ломал кости. Признается: в какой-то момент и смерть была рядом, но обошлось, и отказываться от своего увлечения подросток не спешит.

"Мы не боимся смертей! Во-первых, это бесплатный проезд, во-вторых, можно получить адреналин — бесплатно причем. Есть парашютный спорт, но он стоит денег", — рассказывает он.

В прошлом году погиб 21 зацепер, в этом уже девять подростков лишились жизни. Большинство смертей зафиксировано не при падениях, а при контакте с высоковольтными линиями.

По проводам в прямом смысле слова идет убойное напряжение, при соприкосновении выжить нереально, но смертельная точка находится наверху, у токоприемника.

Смерть зацепера в июле 2015 года на час парализовала движение на Ярославском направлении. Сотни поездов встали в пробку, а тысячи жителей Подмосковья опоздали на работу.

"Любой такой случай, учитывая интенсивность движения пригородных поездов в Московском узле, фактически приводит к достаточно серьезным задержкам", — говорит начальник службы корпоративных коммуникаций Московской железной дороги Владимир Мягков.

Да и сами пассажиры вспоминают экстремалов совсем не добрым словом.

— Если честно сказать, то идиоты! Не экстрима не хватает им — просто у людей от компьютеров поехала крыша!

— За себя не боятся — что могут пострадать — и за своих родителей.
— В таких надо камнями просто кидать сразу, и всё!
— А что ж ненависть-то такая к ним?
— Ну, а зачем так делать?

Помимо регулярных рейдов по станциям и зачистки Сети от агрессивной рекламы экстремальных увлечений с этой бедой борются и на законодательном уровне. В Мосгордуме сейчас дорабатывают поправки в КоАП, чтобы поднять штрафы за зацепинг сразу в 10 раз — до тысячи рублей.