Такаси Мураками: искусство между традицией и пустотой


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников


фото: Михаил Свешников

Цветы и солдаты, фантастические звери и черепа, улыбки через боль. И любовь. Любовь к людям, к миру, к жизни — в каждом сантиметре любовь. В Музее современного искусства "Гараж" заработала первая в России выставка знаменитого японского художника Такаси Мураками "Будет ласковый дождь".

Цветы и солдаты, фантастические звери и черепа, улыбки через боль. И любовь. Любовь к людям, к миру, к жизни — в каждом сантиметре любовь. В Музее современного искусства "Гараж" заработала первая в России выставка знаменитого японского художника Такаси Мураками "Будет ласковый дождь" (см. фотоленту).

Нет ничего зазорного не знать, что снимал Такеши Китано или какие романы сочинили Харуки Мураками и Рю Мураками. К Такаси Мураками они имеют лишь то отношение, что каждый из них японец.

С другой стороны, для понимания искусства, пришедшего к нам из страны Восходящего солнца, неплохо представлять, какое кино получается у одного или почему творчество другого отмечено литературной премией имени Франца Кафки.

Еще лучше научиться видеть Вселенную, какой ее представлял в гравёр укиё-э Кацусика Хокусай, философию Востока через творчество Рюноскэ Акутагавы, а театр Кёгэн постичь с помощью потомственного актера Номура Мансая.

Без осознания как в последние столетия развивалась культура Японии довольно сложно принять творения Такаси как произведения искусства, идеально укладывающиеся в развитие этого мира.

В конце концов неслучайно один из наиболее успешных и известных современных японских художников Мураками получил докторскую степень Токийского национального университета изящных искусств и музыки, изучая Nihonga — традиционную японскую живопись девятнадцатого века. И только от них перешел к мангам и анимэ. В результате объединения этих двух культур, произошедшего в душе художника, появились на свет удивительные образы, вобравшие в себя мотивы исторической живописи и современной японской попкультуры.

Сам художник говорит об этом так: "Мир искусства крайне многообразен. Мне больше всего нравится абстрактное искусство Джексона Поллока. Но оно обязательно должно сочетаться с пустотой сердца. Японские художники становятся мастерами только к концу жизни, когда сердце становится совершенно пустым. Тогда они подходят к полотну, делают мазок и создают шедевр. Так работал Пикассо. Я пока еще этого не достиг".

Кстати, связям Такаси Мураками со старой японской традицией посвящена первая часть выставки. Или, как считает автор, первая ее глава.

Из второй части можно узнать, какая из изученных культур оказала на художника наибольшее влияние: "Манги и катастрофа. Они будто далеки, но на самом деле одно и то же. Нам нравится милое, но при этом мы смотрим "Годзиллу", ставшую символом атомной бомбы. Когда я это понял, я стал свободнее в создании моих картин. Раньше мое сознание было заключено в жесткие рамки" — рассказывает Такаси о поиске своего места в мире искусства.

Следующая глава о фильме Китано "Глазами медузы". Впрочем, сам фильм тоже есть. Полностью. И показывается без перерывов все время, пока работает выставка. Кстати, сейчас команда художника работает над новым проектом. И, если затраты на первый составили 7,5 млн долларов, на второй уже потрачено22 миллиона. Готова лишь половина. Но мастер страшно увлечен новым проектом, ему интересно вникать во все детали.

Мир искусства полностью изменился за последние 5-6 лет. И в ней невозможно жить застывшими формами, надо постоянно идти вперед. Впрочем, как и во всем остальном, уверен Такаси Китано. И раскрывает главный секрет, почему стоит смотреть выставку его работ: "Мы создали сложную комбинацию: на выставке можно просто получать наслаждение. Но можно и изучать современное искусство".

Остается лишь добавить: мастер по скромности своей умолчал, что можно делать и то, и другое одновременно