Владимир Лапинский: мы в полной мере разделяем риски отрасли

В гражданской и бизнес-авиации не самые простые времена. Не слишком веселая история вокруг "ВИМ-Авиа", проблемы у ряда организаторов чартеров. О сложностях работы рынка, о честной и нечестной конкуренции разговор с гендиректором компании "Меридиан" Владимиром Лапинским.

В гражданской и бизнес-авиации не самые простые времена. Не слишком веселая история вокруг "ВИМ-Авиа", проблемы у ряда организаторов чартеров. О сложностях работы рынка в условиях перманентного кризиса, о честной и нечестной конкуренции разговор с гендиректором компании "Меридиан" Владимиром Лапинским.

- Что такое вообще бизнес-авиация?

- Само понятие "бизнес-авиация" состоит из двух частей. Прежде всего, это "авиация", и в этом смысле у нас мало отличий от большой авиации, если мы говорим о государственном регулировании, о требованиях авиационных властей. Они для нас ровно такие же, как и для любой крупной авиакомпании, такой, например, как "Аэрофлот". Вторая часть – это "бизнес". Иногда наш сегмент называют "деловой авиацией", но суть все равно одна – это предоставление комплекса услуг по организации воздушных перевозок в личных или корпоративных целях. Если все же говорить об отличительных особенностях нашего сегмента, то я бы сказал, что бизнес-авиация – это сплав таких понятий как "качество", "безопасность", "сервис", "логистика", "приватность". Но только все это в превосходной степени – наивысшее качество, премиум-услуги, бескомпромиссная безопасность в самом широком смысле этого понятия, возможность организации рейсов по самым сложным маршрутам и в кратчайшие сроки, строжайшая конфиденциальность, сервис премиум-уровня.

- Расскажите о рынке и о его динамике в последнее время

- Начиная с 2014 года рынок бизнес-перевозок начал снижение. Причина этому – кризис, последовавший за введением западными странами санкций против России, существенное падение курса рубля и, как следствие — падение спроса. В 2015 году падение еще усилилось и продолжалось оно до середины 2016 года. Со второй половины 2016 года падение замедлилось, и к концу года рынок показал даже небольшой рост. Хотя в отдельные месяцы 2017 года рынок был чуть ниже прошлогодних показателей, суммарно все же есть небольшой рост. Мы надеемся, что этот год станет переломным в негативной тенденции прошлых лет и в дальнейшем будет поступательный рост рынка.

- Подведите, пожалуйста, главные итоги деятельности вашей компании за время, что она существует

- Если ответить шуточно, то можно сказать, что самый главный итог этих 25 лет – то, что мы до сих пор живы. Но в каждой шутке только доля шутки – это действительно были не самые простые годы. Мы, вместе с нашей страной и миром пережили несколько кризисов, и вышли из них в хорошем тонусе, полные сил и планов. Нам есть чем гордиться – мы лидеры на рынке, единственная в России авиакомпания, обладающая сертификатом международного стандарта для операторов деловой авиации IS-BAO наивысшего, третьего уровня. Кроме этого, нам выдан сертификат европейского агентства авиационной безопасности (EASA) на поддержание летной годности воздушных судов европейской регистрации. Таких компаний в мире за пределами Евросоюза очень-очень мало – всего три, и одна из них это мы. Еще одна наша уникальная компетенция – мы работаем с авиационными властями четырех государств, три из которых зарубежные, поскольку наши воздушные суда зарегистрированы в Швейцарии, Ирландии и на Бермудских островах. Не остались незамеченными наши достижения и в авиационном сообществе – авиакомпания "Меридиан" является многократным лауреатом российских и международных премий. В общем и целом, можно смело утверждать, что за эти годы была создана устойчивая компания международного уровня, способная решать самые сложные задачи.

- О безопасности в воздухе говорится очень много. Что является ее базовой составляющей в этой сфере вашей деятельности?

- В бизнес-авиации, порой приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда личные требования и желания наших пассажиров имеют для них большее значение, чем их же личная безопасность. С этим приходится бороться. Разъяснением, убеждением, требованием. Мы это делаем, используя внедренную в компании СУБП (систему управления безопасностью полетов), которая выступает в качестве щита, снижая риски возникновения опасностей еще до их появления. Система работает настолько эффективно, что она была оценена Международным советом деловой авиации (IBAC), который выдал нам сертификат IS-BAO, о котором я уже говорил выше.

- Как вы оцениваете уровень развития российской бизнес-авиации с высоты тех лет, что работаете в этой сфере?

- Уровень, безусловно, высокий. Мировой уровень. Достигла такого уровня российская бизнес-авиация в достаточно сложный период, на который пришлось несколько серьезных экономических кризисов, как мировых, так и внутрироссийских. Тем ценнее те успехи, которых мы добились. Компании "Меридиан" в этом году исполняется 25 лет, мы старейшая российская компания бизнес-авиации из ныне действующих и, фактически, развивались вместе с российской бизнес-авиацией. Изначально цель, которую мы перед собой ставили — выйти в лидеры российской бизнес-авиации. И мы много сделали для этого. Например, мы первыми в российской бизнес-авиации внедрили систему безбумажного аэронавигационного обеспечения полетов (EFB – ElectronicFlight Bag).

Это техническое устройство, по сути, планшетный компьютер, в котором в электронном виде хранится вся необходимая для полета документация. Работа с таким устройством существенно сокращает время на поиск нужных документов. Ранее приходилось брать с собой на борт воздушного судна целые портфели книг и карт, тратить время на поиск нужного документа. Переход к электронным носителям информации значительно упрощает работу пилота и повышает уровень безопасности полётов. Хочу отметить, что такое, казалось бы, очевидное решение, потребовало существенной подготовки и проведения соответствующих сертификационных процедур.

- Скажите несколько слов о летном парке, с которым вы работаете

- В нашем парке сейчас пять воздушных судов, четыре из которых иностранного производства (два Gulfstream-450, один Challenger-605 и один Hawker-750) и одно – отечественного (Ту-134Б-3 в VIP-компоновке). Пассажировместимость наших самолетов – от 8 до 20 человек. Все наши воздушные суда допущены для выполнения международных полетов. В нашем парке две самые популярные размерности бизнес-самолетов в России – средней (midsize jet) и тяжелой (heavy jet).

- Не хотелось бы, чтобы у читателя создавался образ бизнес-авиации, как этакой совершенно беспроблемной отрасли. С какими сложными ситуациями вам приходится сталкиваться, как руководителю ведущей компании страны?

- Авиация, в том числе бизнес-авиация, сама по себе очень сложная сфера деятельности с высоким уровнем риска. Мою основную задачу как руководителя я вижу именно в управлении этими рисками, снижению их до приемлемого уровня, когда они не оказывают существенного негативного влияния на безопасность полетов.

Если говорить о сложностях, то не ждите от меня рассказов о каких-то отказах техники и героических действиях экипажа по исправлению ситуации. Как это не банально прозвучит, но вся наша работа направлена именно на то, чтобы таких ситуаций не случалось вовсе. И чем таких ситуаций меньше, тем лучше работает компания. Главное – суметь создать мотивированный коллектив, которому по плечу самые сложные задачи. Как мне кажется, у нас такой коллектив единомышленников и профессионалов сложился. Но все мы люди, со своими характерами, проблемами, взглядами на жизнь. И самые большие сложности для меня как раз сделать так, чтобы из таких личностей сложился механизм, который не дает сбоев.

- Коснулись ли вашей авиакомпании проблемы, которые в последнее время испытывают организаторы массовых чартерных перевозок?

- Вы, наверно, имеете в виду проблемы с нехваткой самолетов и вызванные этим задержки вылетов. Нет, с подобными проблемами мы не сталкиваемся. Наши услуги не относятся к массовому сегменту. Мы, если можно так сказать, находимся на противоположных сторонах линейки авиационных услуг. Скажу больше, суть нашего бизнеса – оказать клиенту услугу премиум-класса, полностью удовлетворив его самые требовательные пожелания, поэтому любой сбой для нас – ситуация совершенно неприемлемая. Наших клиентов слишком мало, чтобы мы могли себе это позволить.

- Приходилось ли вам и вашим сотрудникам сталкиваться с необычными заказами? Возможно, даже, трудновыполнимыми?

- Вы знаете, в бизнес-авиации всегда непросто. Бизнес-авиация по своей сути означает удовлетворение всех, иногда самых экзотических пожеланий пассажиров. Не важно, касается ли это маршрутов, графика выполнения рейсов или пожеланий по бортовому питанию. Например, пассажир заказывает персональное блюдо из его любимого ресторана, но которого у них нет в меню. Еще история из нашей жизни – один наш пассажир попросил ему доставить к рейсу вчерашние щи из столовой Казанского вокзала. И мы эту непростую, скажем прямо задачу (щи-то вчерашние), решили. С подобными сложностями мы сталкиваемся постоянно, но мы умеем их успешно решать.

- Каким вы видите развитие бизнес-авиации в России?

- Современная российская бизнес-авиация соответствует мировому уровню. Это, с моей точки зрения, факт неоспоримый. Дальнейшее ее развитие мы видим в том, чтобы использовать все лучшее из нового мирового опыта и применять это в нашей работе, самим создавать новые прогрессивные подходы и технологии. Развитие даст и работа на равных с нашими иностранными партнерами – авиакомпаниями, клиентами, страховыми и финансовыми компаниями, провайдерами услуг. Надеемся мы и на то, что российская бизнес-авиация, как реальная альтернатива, привлечет к себе еще больше внимание российских клиентов.