Грандиозные переезды в столице: как и зачем передвигают дома

Как можно совершить переезд, не выходя из дома? Был в истории Москвы и такой опыт. В советское время в период масштабной реконструкции были передвинуты десятки зданий — а еще их разворачивали и даже делили надвое. Привычные места покидали и памятники.

Как можно совершить переезд, не выходя из дома? Был в истории Москвы и такой опыт. В советское время в период масштабной реконструкции были передвинуты десятки зданий — а еще их разворачивали и даже делили надвое. Привычные места покидали и памятники: Пушкин, например, шагнул через улицу, а монастырское подворье XVII века оказалось в Ипатьевском переулке.

— Вот окно XVII века, восстановленное реставратором, такой типичный узор русского наличника.

Напротив здания XVII века, где когда-то была мастерская иконописца Симона Ушакова, стоит совсем другой памятник. Тоже XVII век, но состояние — ужасное. Еще полвека назад часть подворья Боровского монастыря, можно сказать, "задвинули".

"При строительстве административных зданий бывшего ЦК КПСС, сохранили вот этот фрагмент XVII века, передвинули и как ненужную мебель бросили", — рассказывает москвовед Константин Михайлов.

Грандиозную реконструкцию столицы советская власть начала в 30-е годы. Если взорвать нельзя, можно подвинуть. Многие дома поехали — в буквальном смысле.

Гений инженерной мысли — Эммануил Гендель. Именно он руководил масштабным переездом.

— Саввинское подворье — это самое тяжелое здание из когда-либо передвинутых в мире, оно весит 23 тысячи тонн.

Все произошло за одну ночь — жильцов даже не предупредили. Здание не отключали от коммуникаций — телефон звонил, а из крана шла вода. А это — здание столичной мэрии, в 1940 году — Моссовет. Его сдвинули вглубь улицы. Вырыли систему шахт. Фундамент обтянули балками, чтобы закрепить здание. Под конструкцией протянули рельсы и установили ролики. С помощью лебедок и домкратов здание дало задний ход.

"Уникальный момент — это скорость, потому что на 13,5 метра дом был передвинут всего за 41 минуту. То есть, крейсерская скорость составляла примерно 20 метров в час, уже такая заметная скорость", — рассказывает историк инженерии Айрат Багаутдинов.

Массовые перемещения объясняли экономией — считалось, что двигать втрое дешевле, чем ломать и строить опять.

— Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе.

"Сема бросился к соседям, а соседи говорят: мы все время, Сема едем, едем 10 дней подряд", — это строки про советского школьника, который вернулся с каникул и не обнаружил свой дом на привычном месте. Стихотворение "Дом переехал" Агния Барто написала именно про это здание — в 1937 году его отодвинули на 74 метра.

Эту пятиэтажку на Садовнической набережной пришлось подвинуть, чтобы построить Краснохолмский мост. За 50 лет в Москве переместили 23 дома. Последний раз — во время реконструкции здания МХАТа в Камергерском переулке.

"Его в 83 году разрезали пополам, раздвинули сначала на 25 метров, потом, когда стало понятно, что с этой конструкцией сложно работать, его, как гармошку, еще раз сдвинули на 12 метров", — рассказывает москвовед Станислав Симонов.

Но были и другие перемещения. Памятник Пушкину переехал через Тверскую на место снесенного Страстного монастыря. Посмотреть, как движется монумент, собрались сотни москвичей. В 90-е в Москве стали двигать мосты.

"Передвигали Андреевский мост — причем, любопытно, его передвигали без разрушения. Его срезали с фундамента, поставили на специальные плавучие баржи и передвигали по реке. Такая же история была с мостом Богдана Хмельницкого", — продолжает Станислав Симонов.

Сейчас при новом строительстве или реконструкции улиц предпочитают идти по более простому пути, хотя во всем мире считается, что именно наша страна имеет самый богатый инженерный опыт перемещения зданий.