США заключают соглашения, а потом из них выходят

США ведут себя все опаснее в отношении уже действующего соглашения с Тегераном, так называемой ядерной сделки. Это договоренность об условиях мирного развития ядерной энергетики, который в 2015 году с Ираном достигли шесть стран.

США ведут себя все опаснее в отношении уже действующего соглашения с Тегераном, так называемой ядерной сделки. Это договоренность об условиях мирного развития ядерной энергетики, который в 2015 году с Ираном достигли шесть стран. Кроме России это Китай, США, Франция, Англия и Германия. Солидная компания. И вот Трамп вдруг называет эту сделку с трибуны Генассамблеи ООН "позором" для США. Потом грозит из нее выйти. Потом говорит, что уже принял решение, но пока не скажет о нем. И вот недавно он заявил, что США могут выйти из соглашения с Ираном в любой момент.

Понятно, что для выхода нужен предлог. Тогда Трамп заявляет, что Иран нарушает сделку. Все, словно в сумасшедшем доме, поскольку ранее госсекретарь США Тиллерсон говорил, что Иран технически не нарушает сделку.

Во-первых, не у США функция следить за добросовестностью Ирана по выполнению соглашения. Контроль возложен на Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ. Со стороны МАГАТЭ претензий к Ирану нет, как нет ни у кого из остальных участников сделки, а также у Евросоюза.

Во-вторых, можно себе представить, как на внешнеполитических совещаниях в Белом доме по Ирану в один и тот же день президент США говорит "да", а Госсекретарь США — твердое "нет" по одному и тому же вопросу. Это походило бы на сумасшедший дом, если бы в руках пациентов не было мощнейшего ядерного арсенала и крупнейшего военного бюджета в мире.

Теперь президент США говорит, что сделку с Ираном надо переписывать. Понятно, что никто на это не пойдёт. Да это и, в принципе, это невозможно, поскольку, как точно заметила глава дипломатии ЕС Могерини, "эта сделка не является двусторонним соглашением или международным договором, это приложение к резолюции Совета Безопасности ООН, принятой единогласно". "Насколько мне известно, ни одна страна мира не может разорвать резолюцию, принятую СБ ООН", — подчеркнула Могерини.

Что получается? США заключают соглашения, а потом, как бы подумав, из них выходят. Так они вышли в свое время из Договора по ПРО с Россией. Но это можно было бы считать досадным исключением, если бы Трамп за первые месяцы пребывания в Белом доме не объявил о выходе США еще из трех международных договоров. Это Транстихоокеанское партнерство, Парижское соглашение по климату, также Америка покинула такую солидную организацию, как ЮНЕСКО, а вот теперь впереди еще и ядерная сделка с Ираном.

Для всех остальных стран не означает ли это, что с американцами бесполезно о чем-то договариваться, ведь договоришься, а потом они передумают? Означает ли это, что и сами США не планируют вести с кем-то серьезные переговоры? Ведь венец любых переговоров — договор. А если договор ничего не стоит, то надо ли его заключать? К чему брать на себя какие-то ограничения, когда можно просто так, как слон в посудной лавке? Что-то новенькое в международной политике, не правда ли? Можно объявлять односторонние санкции произвольно в отношении кого угодно. Лишь бы помешать строительству российских газопроводов в Европе ради того, чтобы возить в Европу свой газ.

Можно отобрать российскую дипломатическую собственность в США, сорвать с захваченных зданий российские флаги, даже не удосуживаясь хоть как-то объяснять свои действия. И все нормально?! Куда мы катимся? Что впереди? Что еще осталось нельзя?