Американские пилоты теперь могут падать в обморок даже в старых самолетах

Систему уклонения от столкновения с землей Auto-GCAS будут ставить даже на старые версии многоцелевых истребителей F-16. Инженерам исследовательской лаборатории военно-воздушных сил удалось адаптировать цифровую Auto-GCAS к аналоговому бортовому оборудованию первых модификаций боевого самолета.

Систему уклонения от столкновения с землей Auto-GCAS будут ставить даже на старые версии многоцелевых истребителей F-16. Это решение приняло командование ВВС США, сообщает издание Aviation Week.

Инженерам исследовательской лаборатории военно-воздушных сил Соединенных Штатов удалось адаптировать цифровую Auto-GCAS к аналоговому бортовому оборудованию первых модификаций американского боевого самолета. И сейчас в планах у ВВС оснастить этой системой около 300 машин Национальной Гвардии.

Система уклонения включается, когда самолет начинает терять высоту и должен врезаться в землю, а пилот никак не реагирует на предупреждающие сигналы. В этом случае компьютер берет управление боевой машиной на себя и направляет истребитель вверх и немного вправо. При этом перегрузка не превышает 5 g, видимо, чтобы не "добить" летчика окончательно. Кстати, у Auto-GCAS есть выключатель на тот случай, если пилот намеренно снижается, например, в воздушном бою на небольшой высоте.

По данным американских СМИ, с 2014 года система уклонения от столкновения с землей спасла жизни пяти летчиков. А в сентябре 2016 года ВВС США опубликовали запись полета, в котором пилот потерял сознание на высоте 5200 метров. Самолет начал пикировать, но на отметке 2700 метров сработала Auto-GCAS и увела F-16 от столкновения с землей. В общей сложности пилот провел в обмороке примерно 30 секунд. Этого более чем достаточно, чтобы привести к катастрофе.

Самая частая причина потери сознания у летчиков-истребителей – гравитационный обморок. Он возникает из-за перегрузок, которые человек испытывает при движении. Они бывают горизонтальными и вертикальными. Первые относительно безопасны. А вот вторые могут приводить к резкому оттоку крови от головы к ногам. Тогда человек сначала слепнет, потом теряет сознание.

Конечно, все пилоты истребителей носят противоперегрузочный костюм, который в полете надувается, сжимает ноги и вытесняют кровь обратно к голове. Благодаря ему человек может выдерживать даже восьмикратные перегрузки. Но иногда и этого не хватает. Хотя есть данные, что летчики пилотажной группы "Русские витязи" способны сохранять сознание и работоспособность даже при 12 g.