Физики готовятся пересмотреть все единицы измерения

Человечество может получить новый хронометр, основанный на энергетических переходах в атомном ядре.

Человечество может получить новый хронометр, основанный на энергетических переходах в атомном ядре.
Фото Global Look Press.

Современное определение метра базируется на скорости света.

Современное определение метра базируется на скорости света.
Фото Global Look Press.

Человечество может получить новый хронометр, основанный на энергетических переходах в атомном ядре.
Современное определение метра базируется на скорости света.
Реформа международной системы единиц СИ, о которой говорили много лет, похоже, скоро состоится.

Коренные племена Мадагаскара измеряли время жаркой одной саранчи. В средневековой Англии для этой же цели использовали молитву "Отче наш". Мир непробудившейся науки и примитивных технологий не нуждался в особой точности.

Вопрос унификации мер и весов остро встал перед человечеством в XVIII веке. Отсутствие общепринятых и надёжных единиц измерения тормозило развитие науки. Кавендиш измерил силу притяжения между телами и вычислил гравитационную постоянную G. Но он вынужден был опубликовать этот результат в виде утверждения, что средняя плотность Земли в 5,48 раз больше плотности воды. Значение вожделенной константы приходилось выражать из этой пропорции через объём земного шара и ускорение свободного падения.

Мешало несовершенство измерений и властительнице истории – международной торговле. Английский парламент учредил огромную Премию долготы за способ достаточно точно измерять время – ведь это единственный способ определить долготу корабля в открытом океане.

Спрос, как известно, рождает предложение. В 1799 году во Франции были изготовлены эталоны метра и килограмма. К середине XX века оформилась система единиц СИ.

Сегодня она покоится на семи китах. Имя им – метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, моль и кандела. Эти единицы – основные. Все остальные – производные, как, например, метр в секунду (м/с). Иногда производные единицы имеют собственные названия. Например, ньютон (единица измерения силы) имеет вид кг∙м/с2.

Но договориться измерять удава в попугаях – это полдела. Необходимо, чтобы попугаи у всех были одинаковыми. Человек, которому делают операцию на глазном яблоке, вряд ли согласится, чтобы производители оборудования имели какое-то своё представление о том, сколь велик миллиметр. А между тем современная наука и техника предъявляют к точности измерений куда более высокие требования.

Для правильной работы навигационных систем GPS и ГЛОНАСС необходимо учитывать даже замедление времени, предсказанное общей теорией относительности. А в детекторах гравитационных волн трёхкилометровое расстояние между зеркалами меняется на величину, которая в тысячу раз меньше радиуса протона.

"Образцовым попугаем" служит эталон. Эталоны метра и килограмма в своё время были изготовлены из сплава платины и иридия и помещены в Палату мер и весов. Как утверждается в известном анекдоте, там же хранится лошадь, развивающая мощность в одну лошадиную силу – она имеет рост один метр и массу один килограмм.

Проблема с рукотворными эталонами, однако, прекрасно озвучена в классическом фильме Марка Захарова: "Что один человек собрал, другой завсегда разобрать может". Эталон может быть похищен, уничтожен, испорчен. Бурные события европейской истории XX века убеждают в этом самых недоверчивых.

В чём же выход? Он очевиден. За эталон надо принять природный физический процесс. Время, за которое электрон в атоме цезия совершает переход между энергетическими уровнями, ни уничтожить, ни похитить нельзя. Оно было таким же, как сейчас, до появления человека и не изменится после его исчезновения.

Современное определение метра базируется на скорости света.

Поэтому можно подсчитать количество переходов, которое происходит в ныне существующую секунду, обозначить его n и в дальнейшем определять секунду как время, за которое электрон совершает n переходов. Нужно только считать достаточно точно, чтобы длина промежутков времени, уже измеренных в "старых секундах", в "новых секундах" осталась той же самой в пределах погрешности измерения.

Именно так и была определена секунда в 1960-х годах. Привязав к законам природы значение секунды, учёные смогли зафиксировать и величину метра – через скорость света в вакууме, фундаментальную физическую константу. Метр определили как расстояние, которое свет проходит за определённое количество секунд.

Сегодня точные измерения – это целая отрасль прикладной науки. Атомные часы бьют рекорды точности и стабильности, системы радиотелескопов напрямую измеряют скорость движения континентов, астрономы для изучения сложного танца небесных тел планируют использовать пульсары – природные часы-радиомаяки.

К настоящему времени единственной основной единицей СИ, которая по-прежнему определяется искусственным, лежащим под колпаком эталоном, – это килограмм. Впрочем, это не значит, что к остальным единицам у учёных нет претензий.

Мало привязать единицу измерения к какому-то физическому закону. Нужно ещё сделать это так, чтобы эксперимент, воспроизводящий этот эталон, можно было сделать максимально "чистым", не подверженным влиянию посторонних факторов. И здесь у физиков есть вопросы к единице температуры – кельвину. Он определяется через тройную точку воды. Грубо говоря, это температура, при которой вещество может находиться в любом из трёх состояний – жидком, твёрдом или газообразном.

Казалось бы, уж воды-то кругом достаточно, и с проведением такого эксперимента никаких проблем не возникнет. Однако значение тройной точки довольно чувствительно к чистоте воды и даже к её изотопному составу. Поэтому точность измерений температуры в таких единицах меньше, чем хочется ненасытным физикам.

В связи с этим Генеральная конференция по весу и мерам ещё в 2011 году постановила, что нужно переопределить единицы измерения, привязав их к основным мировым константам. А именно ампер должен быть привязан к заряду электрона, кельвин – к постоянной Больцмана, а килограмм – к постоянной Планка. Определение моля тоже нужно переписать, сделав его независимым от килограмма и зафиксировав точное значение числа Авогадро.

Но, как уже было сказано выше, для начала эти мировые константы требовалось измерить достаточно точно в существующих единицах. Только это может гарантировать, что "новые" единицы совпадут со "старыми" настолько, что уже сделанные измерения не придётся пересматривать. А кроме того, нужно было разработать и процедуры воспроизведения естественных эталонов, достаточно устойчивые к внешним факторам, которые могут их исказить.

Эксперты требовали точности в измерении фундаментальных констант до восьми значащих цифр после запятой. И сегодня эту работу можно считать завершённой. 20 октября 2017 года в журнал Metrologia принята к публикации статья за авторством членов Комитета по данным для науки и техники (CODATA). В ней приведены результаты измерений, сделанных разными коллективами авторов, и констатировано, что требуемая точность наконец достигнута.

В ноябре 2018 года Генеральная конференция по весу и мерам собирается на очередное заседание. На нём будет поставлен вопрос о реформировании системы СИ на основе опубликованных значений. И тогда человечество получит систему единиц, базирующуюся не на произвольно выбранных кусках драгоценного металла, а на прочном фундаменте законов природы, не поддающихся ни искажению, ни уничтожению.