Игорь Фёдоров: один губернатор в поле не воин

Телеканал "Вести" представляет серию интервью с губернаторами. Местные руководители рассказывают о том, как на возглавляемых ими субъектах Федерации сказался мировой финансовый кризис, и как регионы выходят из нынешней экономической ситуации. Гость студии – глава Ненецкого АО Игорь Фёдоров.

Телеканал "Вести" представляет серию интервью с губернаторами российских регионов. Местные руководители рассказывают о том, как на возглавляемых ими субъектах Федерации сказался мировой финансовый кризис, и как регионы выходят из нынешней экономической ситуации. Гость студии – глава Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров.

- Игорь Геннадиевич, здравствуйте. Спасибо, что приехали. Хотелось бы, конечно, поговорить о таком самом важном периоде в вашей жизни. В 2009 году в феврале вы стали главой Ненецкого автономного округа. Это на самом деле самый разгар кризиса. Что вы можете сказать – какие первые шаги были ваши, чтобы как-то вникнуть и понять, что нужно сейчас именно в такое тяжелое время сделать, чтобы в автономном округе наладить жизнь?

- Есть основной критерий, по которому я уже привык работать – "один в поле не воин". И даже губернатор один ничего не сделает. Поэтому самая главная задача, которая стояла передо мной, это сформировать команду единомышленников. Мне удалось это сделать. Я сумел пригласить людей, и люди приехали со мной. Сумел назначить 6 своих заместителей, которые на сегодняшний день достаточно эффективно работают. Мы осмотрелись. Мы достаточно четко провели рекогнасцеровку и определили основные направления деятельности. На сегодняшний день прошло уже 120 дней, как я работаю в должности губернатора Ненецкого округа. Есть полное понимание ситуации. Мы понимаем тактические и стратегические моменты развития этой территории.

- С тактических и стратегических точек развития региона, что касается социально-экономического состояния положения вещей?

- Ненецкий округ вошел в четверку субъектов РФ, которые в этом году, несмотря на кризисные явления, обеспечили прирост промышленного производства. Причем, рост промышленного производства за январь-апрель уже этого года произошел уже на 137% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

- Это все за счет добычи нефти происходит?

- Скрывать не нужно, экономика Ненецкого округа на 98% состоит из предприятий недропользователей, организаций, которые занимаются добычей углеводородного сырья. И если в прошлом году добыча углеводородов, в частности нефти составила 14,6 миллионов тонн, то в этом году рост произошел практически на 140%.

- Что касается налогов – поступают ли от тех предприятий, которые добывают у вас в округе нефть, средства в бюджет?

- Ну, что такое налоги? Средства, которые поступают в федеральный бюджет. Средства, которые поступают в бюджет Архангельской области и средства, которые поступают от налогоплательщиков в бюджет Ненецкого АО. Непосредственно бюджет Ненецкого АО – он небольшой. Консолидированный бюджет в расходной части составляет 11 миллиардов 800 миллионов рублей. Консолидированный бюджет – это бюджет непосредственно самого округа и бюджет муниципальных образований. Тем не менее, в соответствии со 184-м федеральным законом, часть полномочий на территории округа исполняет другой субъект – Архангельская область. Теперь давайте перейдем конкретно к налогам. Основу бюджета Ненецкого округа составляет налог на имущество. Транспортный налог. Есть определенные проблемы с налогами, которые поступают в федеральный и областной бюджет. Это налог на прибыль, это налог на добычу полезных ископаемых. В связи с тем, что кризисные явления захлестнули всех, естественно, снизилась стоимость цены барреля нефти.

- Сейчас она уже поднялась.

- Да, мы сейчас очень рады, что цена барреля превысила уже 70 долларов за нефть марки Ural. Тем не менее, в течение нескольких месяцев цена барреля колебалась на уровне 40 долларов. Вот это не позволило получать прибыль от продажи нефти в том числе, предприятиям недропользователям. А поскольку прибыли не было, соответственно, соответствующих отчислений в бюджет налога на прибыль также не производилось. В соответствии с этим резко ухудшилось наполнение доходной части областного бюджета (это Архангельская область) и федерального бюджета, который по межбюджетным транспортам возвращается через Архангельскую область на исполнение полномочий на территории Ненецкого АО. И вот здесь возникли проблемы. А именно в рамках исполнения полномочий Архангельской области, например, определенные задержки с авиаперевозками, определенные задержки с оплатой санитарной авиации, определенные задержки и отсутствие выплат на инвестиционные объекты строительства школ, дизельных электростанций, инфраструктурных объектов. Вот здесь проблема есть. Если кризисные явления и дальше будут развиваться, и если мы не получим дополнительных доходов в виде налога на прибыль с возвратом их на исполнение полномочий , это может привести к тому, что пойдут задержки по заработной плате в бюджетных учреждениях. А это уже просто недопустимо.

- Вы сказали об очень серьезной проблеме – это задолженность по зарплате. Совсем недавно Дмитрий Медведев говорил о том, что нужно работать с нерадивыми менеджерами, которые управляют в регионе. Что у вас происходит? Есть ли у вас такие нерадивые менеджеры? И если есть, как вы с ними работаете?

- Я думаю, что нерадивые есть везде. И нужно говорить об этом достаточно честно и открыто. У нас есть элементы задолженности по заработной плате по ряду предприятий, я не буду этого скрывать. То есть задержка по заработной плате на двух предприятиях. Причем, на одном предприятии (это предприятие-банкрот, причем, банкрот с 2005 года) задержка по заработной плате достаточно небольшая. Это Амдерминский морской торговый порт. Собственником этого предприятия является Российский фонд имущества, "Росимущество", федеральное агентство. Понимая, что Амдерминский морской торговый порт – это стратегическое предприятие, а все, что касается Ненецкого АО, и все что касается Арктики, это стратегия. И эта стратегия не моя, не Ненецкого округа. Это стратегия Российского государства, поэтому мы занимаемся даже вот этим небольшим предприятием, которое находится в стадии банкротства. Это одно предприятие, пусть небольшое, но настолько стратегически важное, что мы просто обязаны им заниматься. Второе предприятие достаточно крупное. Это Нарьян-марский объединенный авиаотряд – классное предприятие, удивительное, достойное предприятие, имеющее вертолетный парк, имеющее самолетный парк. Тем не менее, предприятие, чтобы выжить в кризисных условиях, поскольку произошли снижения инвестиций у недропользователей, предприятие, которое обеспечивало перевозки между месторождениями, вынуждено было покрывать кассовые разрывы и брать овердрафт. И в связи с тем, что предприятие просрочило на один день овердрафтный кредит, Сбербанк отказал в выдаче кредита, возникла просроченная задолженность по заработной плате в размере 26 миллионов рублей. Это 661 человек, которые работают на этом предприятии. Причем, справедливости ради необходимо сказать, что у предприятия существует дебиторская задолженность Архангельской области по полномочиям за перевозку граждан, за выполнение работ по самовылетам. Эта задолженность – порядка 40 миллионов рублей. Тем не менее, мы подключились. Я провел встречу с руководством Сбербанка. Мы дополнительно смотрим по загрузке предприятия на летние месяцы. Я думаю, в ближайшее время мы решим вопрос с погашением задолженности этого предприятия. Более того, мы пошли дальше – встретились с "Росимуществом". И продумали вопрос, что мы будем дальше делать. То есть это даже не градообразующее, а регионообразующее предприятие для нас. Причем, уникальное предприятие, на котором замечательные кадры и летный и летно-технический персонал.

- Сейчас говорят, что экономика должна быть эффективна, а, значит, лишних сотрудников нужно как-то убирать, сокращать, скажем так. Что у вас происходит с безработицей в регионе?

- Безработных на сегодняшний день в регионе у нас – 855 человек. Рост безработицы произошел на 169 человек в этом году. В первую очередь, увольнения, сокращения коснулись сервисных компаний, которые работают на подряде у предприятий организаций недропользователей. В частности, буровая компания "Евразия", которая не получила подряда на бурение, вынуждена была сокращать работников. Если говорить в относительных цифрах – то безработица у нас составляет 3,6%. Если говорить о росте по сравнению с прошлым годом – то он вырос на 1%.

- Что касается недропользователей – тех компаний, которые занимаются добычей углеводородов: как-то они участвуют в развитии региона? Какие-то, может быть, у вас инвестпрограммы существуют совместные?


- Компании за счет собственной прибыли осуществляют отчисления. Эти отчисления поступают в бюджет округа в качестве неналоговых поступлений, за счет которых мы строим объекты, больницы, школы, помогаем коренным малочисленным народам севера. Достаточно большие средства поступают от компаний недропользователей.

- Очень многие губернаторы отказываются от строительства новых дорог, даже ремонта старых дорог. Что происходит у вас?

- Поскольку округ изолирован, и можно добраться до округа только морским транспортом либо авиационным, поэтому лично для себя я поставил задачу постараться достроить дорогу Нарьян-Мар – Усинск. То есть должна появиться связь между двумя субъектами РФ, должна появиться круглогодичного действия. Должно произойти удешевление, в том числе и материалов, в том числе и снижение затрат, и увеличение прибыли и так далее. И как следствие – поступления и в бюджет. Поэтому одним из приоритетов округа и, наверное, лично своим, я считаю этот проект. Осталось 84 километра этой дороги. Понятно, что опять же полномочия по строительству дороги выполняет Архангельская область. Ну и что? Какая разница, кто выполняет полномочия? Дорога-то располагается на территории округа. Ее необходимо достроить.

- Что на это говорит министр транспорта Левитин?

- Я скажу, что говорит полпред. Поскольку я посоветовался с ним. Мы посоветовались и решили, что, по всей видимости, здесь будет очень интересно использовать механизм частно-государственного партнерства. У нас достаточно много компаний недропользователей, которые таскают материалы на вертолетах – это очень дорого. А мы все хотим получать прибыль. В том числе и большое государство, и маленькое государство хочет получать прибыль. Следующий серьезный проект, который необходимо осуществить, – это строительство трубы для перекачки добытой нефти с Харьягинского месторождения в сторону Индиги. Что такое Индига? Это глубоководный порт круглогодичного действия, который необходимо построить. Причем, если мы построим трубу 465 километров от Харьяги до Индиги, то мы получаем возможность транспортировки нефти в "старый свет" и "новый свет", и Европу, и США по самому короткому пути. Да, государственная компания "Транснефть" уже провела изыскания, проектно-изыскательские работы. И на сегодняшний день этот проект есть. С пониманием того, что только 2% от разведанных запасов на сегодняшний день добываются в Ненецком округе, мы понимаем, какие просто громаднейшие перспективы ждут Ненецкий АО. Поэтому нужна труба, нужен трубопроводный транспорт, нужен прямой выход и самый короткий путь в Европу и США. Для этого необходимо строить вот этот вот трубопровод. Но одним трубопроводом не обойтись. Необходимо строить железную дорогу Сосногорская (это республика Коми) – Индига. Необходимо строить терминал и глубоководный порт в Индиге. И необходимо строить газоконденсатный завод, газоперерабатывающий завод – тоже в Индиге. Проекты просто замечательные. И поскольку они требуют решения правительства РФ, соответствующее обращение в правительство сделанною.

- Пока вы не сказали вот про этот конденсатный завод, я подумала, что вы вообще рассуждаете с точки зрения, что все-таки Россия – сырьевая страна, и что глубокой переработки нам не видать. То есть вот эти проекты они вообще существуют?

- На сегодняшний день мы озабочены строительством рыбоперерабатывающих заводов. Нам не нужно громадных проектов. Нам нужны небольшие рыбоперерабатывающие заводы. В том числе мы озабочены тем, чтобы строить небольшие мясоперерабатывающие заводы в части переработки мяса оленей. Вот. Пожалуй, все.

- Игорь Геннадиевич, спасибо вам большое за интервью.