Опровергнуто общепринятое мнение о методе создания знаменитой Портлендской вазы

Портлендская ваза √ декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла.

Портлендская ваза √ декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла.
Фото Marie-Lan Nguyen/Wikimedia.

На вазе изображены семь фигур богов и смертных.

На вазе изображены семь фигур богов и смертных.
Фото Mike Peel/Wikimedia.

Исследователь опровергнул существующее мнение о том, как создавалось римское стекло "камея".

Исследователь опровергнул существующее мнение о том, как создавалось римское стекло "камея".
Иллюстрация Australian national University.

Портлендская ваза √ декоративный сосуд 25 см в высоту и 56 см в обхвате из двуслойного тёмно-синего и белого непрозрачного стекла.
На вазе изображены семь фигур богов и смертных.
Исследователь опровергнул существующее мнение о том, как создавалось римское стекло "камея".
Австралийский учёный, увлекающийся изготовлением стекла, опроверг устоявшееся мнение о том, каким образом создавалась великолепная Портлендская ваза. Более того, он даже готов воссоздать удивительный артефакт при помощи вычисленного им метода.

Новое исследование показывает, что один из самых знаменитых артефактов Британского музея – Портлендская ваза – был изготовлен при помощи совершенно другой техники, нежели думали историки и археологи.

На протяжении не одного века эксперты, специализирующиеся на античности, считали, что Портлендская ваза наряду с другими римскими артефактами из стекла "камея" (cameo glass) изготавливались древними римлянами при помощи техники выдувания стекла.

Исследователь из Австралийского национального университета и эксперт в области изготовления стекла Ричард Уайтли (Richard Whiteley) оспаривает это устоявшееся мнение. Он утверждает, что многие фрагменты стекла "камея" были созданы при помощи особого метода низкотемпературной обработки – "pate de verre" (декоративное стекло, полученное методом спекания).

Римское стекло "камея" того времени является невероятно значимым предметом. Кроме того, оно невероятно редкое: существует порядка 15 других ваз и тарелок, изготовленных из такого же стекла.

Портлендская ваза (предположительно изготовленная между 30 годами до нашей эры и 50 годами нашей эры) – вероятно, самый известный экземпляр римского стекла "камея", вдохновляющий многих мастеров и производителей стекла.

На вазе изображены семь фигур богов и смертных.

Историки и археологи считали, что стекло "камея" создано благодаря особому процессу, требующему выдувание стекла. Однако Уайтли говорит, что он обнаружил доказательства, опровергающие это мнение.

"Дело даже не в том, чтобы доказать неправоту людей, — говорит Уайтли в пресс-релизе. – Речь идёт об исправлении исторических данных и восстановлении утраченной техники".

Он пришёл к этому выводу после изучения некоторых римских стёкол "камея" при помощи компьютерного томографа. Такой метод позволил ему впервые увидеть форму, расположение и состав воздушных пузырьков, застрявших между тёмно-синим и белым слоями римского стекла.

"Я помню момент, когда увидел это и сказал, что это совершенно необыкновенно, потому что я разглядел на поверхности следы холодной обработки. И это было несовместимо с предположением о выдувании стекла, — рассказывает Уайтли. – Я своими руками вырезаю и создаю стекло на протяжении десятилетий. Отметки, которые я увидел, были несовместимы с теми, которые я вижу в своей работе".

Исследовательская группа Уайтли увидела определённую форму пузырьков внутри стекла, которое создаётся при помощи сжимающихся и поворачивающихся движений. Исследователь считает, что холодное раздробленное стекло было упаковано в прессформу, а затем было введено небольшое количество расплавленного синего стекла и спрессовано при помощи прессформы. После чего происходило нагревание белых гранулов.

Исследователь опровергнул существующее мнение о том, как создавалось римское стекло "камея".

"Вы просто не получите пузыри такого размера и такой плоской формы при надувании стекла. Самое поразительное в этом, это даже не размер, а то, что мы нашли участок, где синее стекло смешалось с раздробленными белыми частичками стекла", — объясняет Уайтли.

К слову, учёный признаёт, что не он первым сделал подобное заявление. Ещё в 1990-х годах немецкая художница Роземари Лирке (Rosemarie Lierke) пришла к аналогичному выводу, но он не был принят общественностью из-за отсутствия доказательств.

Уайтли же представит новые доказательства на исторической конференции, посвящённой стекольному производству, в Британском музее. Он надеется, что его новая теория привлечёт достаточное внимание, чтобы воссоздать Портлендскую вазу при помощи метода "pate de verre". По его мнению, это навсегда помогло бы урегулировать все споры.