"Тесла" теряет прибыль

Растут не только амбиции её главы Илона Маска, но и издержки компании. При этом количество заявок на покупку новых, бюджетных электрокаров в тысячи раз больше числа уже собранных машин. Так ли плохи дела американской корпорации, и какой прогноз дают аналитики?

Растут не только амбиции её главы Илона Маска, но и издержки компании. При этом количество заявок на покупку новых, бюджетных электрокаров в тысячи раз больше числа уже собранных машин. Так ли плохи дела американской корпорации, и какой прогноз дают аналитики?

Революционные технологии стоят больших денег. "Тесла" Илона Маска отчиталась о рекордных убытках. Крупнейший производитель электромобилей не успевает с выполнением собственных обещаний. В третьем квартале собрано всего 260 бюджетных машин Модели 3, которая по плану Маска должна захватить массовый рынок. Но до выхода конвейеров "Теслы" на предельную мощность, как считают эксперты, ещё далеко.

"Изначально они хотели выпускать по пять тысяч автомобилей в неделю к концу этого года. Теперь они переносят дату уже на первый квартал 2018-го. Так что, если вы захотите заказать Модель 3, вам придётся ждать машину ещё дольше. И это, безусловно, проблема для "Теслы", потому что многие люди не будут ждать вечно. У них есть десятки предзаказов и люди захотят получить свои машины. "Тесла" столкнулась с проблемой высокого спроса, но неспособностью вовремя выпустить необходимое количество машин", — считает Дана Хaл, аналитик Bloomberg.

Отсюда убыток в третьем квартале этого года в 619 миллионов долларов. Для сравнения — за то же время 2016-го производитель отчитался о прибыли в 22 миллиона. Главная проблема, как заявил сам Илон Маск — связана с задержкой поставок аккумуляторов, сборку которых "Тесла" начала в июле.

И ещё один удар по автоконцерну — уже со стороны американских политиков. Республиканцы хотят отменить налоговый вычет для владельцев электрокаров. Его сумма внушительная — от двух до семи с половиной тысяч долларов. Для примера "Тесла" Модель 3 стоит 35 тысяч долларов, с учётом максимального вычета уже 27 тысяч. Чем больше скидка, тем выше спрос. У той же "Тесла" уже полмиллиона заявок на Модель 3.

И такое решение властей может заметно сократить число предзаказов. Акции компании на этой новости за день с первого на второе ноября — потеряли больше девяти процентов. Это сильнейший спад с мая этого года. При одобрении Конгресса, законопроект может заработать уже в следующем году. Но, как считают аналитики, на развитии "Теслы" это мало отразится.

"На первоначальном этапе затраты неизбежны, неполучение прибыли — нормальный процесс. Гениальная идея — вкладывать в маркетинг, создавать ажиотажный спрос на машины, играть с фондовым рынком и зарабатывать на акциях — очень правильно. Учитывая, что долгосрочные вложения — они действительно долгосрочные — 5-10 лет. Конечно же, это окупится", — считает Михаил Алёнушкин, генеральный директор Cresco Finance.

Сейчас "Тесла" выезжает на продажах Модели X. Высокий спрос на неё обеспечил компании рост выручки, который даже превзошёл ожидания аналитиков. Кроме того, несмотря на многочисленные проблемы и увеличение расходов на строительство новых заводов, акции концерна с начала года подорожали на 40 процентов. И прогноз по их динамике остаётся позитивным.