Россия намекнула США о выходе из СНВ-3

РСМД – это сокращение от слов "ракеты средней и малой дальности". Очень важный класс вооружений. При Горбачеве по советско-американскому договору от 1987 года мы такие ракеты полностью уничтожили – взорвали или распилили.

РСМД — это сокращение от слов "ракеты средней и малой дальности". Очень важный класс вооружений. При Горбачеве по советско-американскому договору от 1987 года мы такие ракеты полностью уничтожили — взорвали или распилили. Было у нас их тогда около двух тысяч. Не стало. Американцы тоже свои уничтожили — прожгли в корпусах дырки. У них таких ракет было в Европе менее тысячи.

Оружие — это, надо сказать, наверное, самое опасное. Почему? А потому, что средняя дальность по военной классификации — от полутора тысяч километров до пяти тысяч, а малая — от 500 до полутора. Таким образом речь идёт о ракетах с дальностью от 500 до пяти тысяч километров, о ракетах, что важно, наземного базирования, способных нести ядерные боеголовки, о ракетах, чьё подлётное время — минуты. Значит, и времени на принятие решения об ответном удар ещё меньше. В этом и опасность.

В середине 80-х в Европе сложилась ситуация сродни Карибскому кризису, когда советские СС-20 и американские "Першинги" в упор смотрели друг на друга. Пуск, 20 минут полёта — и всё. Понятно, что нервишки тогда у всех не выдержали — решили от такой конструкции безопасности отказаться.

Теперь Соединённые Штаты хотят выйти из Договора по РСМД с Россией и вернуть прежнюю ситуацию. Точнее они хотят — совершенно в ковбойской манере — успеть первым приставить пистолет к виску врага. Другое дело, что и сами получат к своему виску ствол, но хотят рискнуть, словно жизнь и ломаного цента не стоит.

Для этого Америка идёт по двум линиям. Первая: реально разрабатывает и испытывает новые ракеты средней и малой дальности — как раз те, что запрещены действующим договором. Ещё в ноябре 2011 года США успешно испытали гиперзвуковую ударную систему на расстояние 3700 километров. Пуск состоялся с полигона на Гавайях.

С тех пор работы продолжались. Лишь в этом году с того же гавайского полигона в марте и июле пущены две ракеты на расстояния 700 и 2000 километров – дальность, запрещённая Договором по РСМД. Американцы говорят, что это, мол, были учебные ракеты-мишени. Однако не складывается — перехватывать эти "мишени" никто и не дёрнулся, значит, это были полноценные боевые ракеты, как раз запрещённые.

Параллельно американцы в Европе приводят в полную боеготовность пусковые установки для РСМД. Поближе к России, в Румынии. На очереди — то же в Польше. Прикрытие — создание системы противоракетной обороны. Реальность — в том, что размещаются универсальные установки вертикального пуска Mk 41, пригодные для ракет "Томагавк" с дальностью 2400 километров. Если оттуда — к нам, то до Урала. Дерзкое нарушение Договора по РСМД — того самого, который до недавнего времени хоть как-то сдерживает Америку.

Не нужен США этот договор. Другое им интересно. Решили рвать, выходить из него. Отсюда и второе направление атаки: обвинить Россию в нарушениях. Мол, Россия первая нарушает, вот мы и выходим. Сразу скажем: мы не нарушаем. И никаких фактов нарушений с нашей стороны американцы не приводят. Но ведь что-то говорить надо. Напускают туман, мол, есть у нас ракеты "Искандер". Успешно испытаны на дальность до 480 километров. Но слишком как-то уверенно "Искандер" летел. А вдруг и дальше может? Знаете ли, дальше мы не испытывали. 480 километров — в рамках договора. Никаких нарушений.

Американцы тем временем идут напролом. Они так часто говорят о неких "нарушениях" со стороны России, что это стало уже общим местом, все забыли, с чего началось, а вот теперь в бюджет Пентагона на следующий год откровенно закладывают пока скромные 58 миллионов долларов на, как сказано, "контрмеры в ответ на нарушения Российской Федерацией Договора о ракетах средней и меньшей дальности". Среди "контрмер" — деньги на разработку наземной ракеты средней дальности. Вот это как раз и есть прямое нарушение Договора об РСМД.

Это означает, что решение о выходе из Договора в США уже принято. Работы по созданию запрещённого ракетного оружия идут и открыто финансируются. Разрыв мешающего американцам соглашения — лишь предстоящая формальность. России, конечно, такой оборот нужно учитывать.

Пока без каких-либо противоречий с договором мы создали ракеты для подводных лодок, надводных кораблей и авиации того же класса, что были до сих пор и у американцев. США это тоже очень не понравилось. Но у Путина аргумент простой.

"Мы считаем, что просто выровняли сейчас ситуацию. Если это не нравится и у кого-то есть желание выйти из договора вообще, у американских партнёров, с нашей стороны ответ будет мгновенным, хочу об этом сказать и предупредить. Мгновенным и зеркальным", — заявил российский президент. Слово "мгновенным" Путин для доходчивости повторил два раза.

И тем не менее Америка как-то без оглядки рвёт ранее заключённые соглашения. Началось всё с одностороннего выхода США из Договора по противоракетной обороне. Это порушило и СНВ-2 — Соглашение о стратегических наступательных вооружениях. США срывают Соглашение об уничтожении объёмов оружейного плутония, затягивают уничтожение своего химического арсенала, выходят из ЮНЕСКО, грозят отказаться от ядерной сделки с Ираном, рушат Транстихоокеанское партнёрство, обещают покинуть Парижское соглашение по климату, наплевательски относятся к своим обязательствам в ВТО, объявляя санкции направо и налево. Ещё вопреки всем конвенциям и своим же законам захватывают нашу дипсобственность в США и срывают со зданий диппредставительств российские флаги. Казалось бы, куда дальше? Но вот развязывают себе руки, фактически отказываясь от Договора по ракетам средней и малой дальности. Крайне неприятная для всех история. Безответственно.

Что будет делать Россия? О "мгновенном" ответе мы уже упомянули. Но вот ещё один, абсолютно новый поворот. "То, что в Румынии стоят пусковые установки, которые можно использовать не только для противоракет, но и для систем "Трайдент", — это ракеты средней дальности, размещённые на море, их можно перенести на сушу и использовать как ракеты средней дальности наземного базирования — это уже прямое нарушение", — заявил Владимир Путин. Это был пока пас. А вот и шайба.

"У нас заключён Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений — СНВ-3. Там есть вопросы, которые требуют обсуждения", — отметил глава российского государства.

Как хотите, но это — явный намёк на возможность выхода России из действующего сейчас у нас с США третьего Договора о стратегических наступательных вооружениях — СНВ-3. Ведь в день подписания — 8 апреля 2010 года — президент России (тогда это был Медведев) сделал специальную оговорку — заявление, по которому договор "может быть жизнеспособным только в условиях, когда нет качественного и количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны США".

Далее — ссылка на 14-ю статью договора, где допускается выход из него по "исключительным обстоятельствам". Так не это ли имел в виду Путин, связывая пусковые установки ПРО США в Румынии с вопросами у России по СНВ-3? Похоже, "исключительные обстоятельства" требуют обсуждений.