Эхо войны: приморские поисковики подняли из болота самолет Пе-2

В Приморье из болота подняли бомбардировщик Пе-2 времен Великой Отечественной машины и останки экипажа. Среди обломков обнаружена крайне ценная находка – уцелевший планшет с документами.

В Приморье из болота подняли бомбардировщик Пе-2 времен Великой Отечественной машины и останки экипажа. Среди обломков обнаружена крайне ценная находка — уцелевший планшет с документами.

Воронка среди поля близ приморского села Варфоломеевка становится все глубже и глубже. По обе стороны от ковша экскаватора комья глины перебирают сотрудники авиапоискового отряда. Из ямы достают то лопасть, то стойку шасси.

Это место крушения бомбардировщика времен Великой Отечественной Пе-2. Главное — найти останки и установить данные членов экипажа. Они покоятся здесь же — в этом поисковики уверены.

Это была самая быстрая экспедиция в истории отряда "Авиапоиск". Место крушения самолета обнаружили за 3 часа. Подсказали жители села — об авиакатастрофе здесь слышали многие. Но прежде раскопки вести казалось невозможным — на этом месте было болото.

"Я думал, что там экипажа нет. Может, успели вытащить, пока не затянуло, не засосало. А тут, оказывается, останки находят. Это вообще меня потрясло. Там, считай, братская могила. Для меня теперь это место как святое", — признается Владимир Мельников, житель села Варфоломеевка.

Пе-2, или просто "Пешка" — самый массовый бомбардировщик советского производства. В годы Великой Отечественной войны эти самолеты были задействованы на всех фронтах, принимали участие в основных сражениях. О том, как выглядит Пе-2, знают все, кто хоть раз видел знаменитый советский фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика".

"Самолет довольно тяжелый в управлении, по отзывам пилотов. В те времена был тяжел в технике пилотирования на взлете и также на посадке, не допускал потери скорости", — отмечает Андрей Грицюта, заместитель командира войсковой части №78019.

Обнаружить двигатели и по серийным номерам на них определить судьбу самолета — большего поисковики и не ждали. Но в воронке находят еще более ценный артефакт. Полагается, что это планшет штурмана, потому что здесь находятся штурманская линейка, карты, спрессованные документы, состояние у них внутри очень хорошее.

С наступлением темноты наступает другая фаза поисковых работ. Неспешная и очень скрупулезная. Вместо лома и лопаты — иголка и пинцет. На пожелтевших страницах проступают аккуратные строчки, написанные химическим карандашом.

Все документы, обнаруженные в планшете, в отличном состоянии. Вот, например, одна из найденных бумаг. Это газета "Тревога", красноармейская газета Дальневосточного фронта от 2 мая 1942 года. Сейчас она немного подсохла, и можно разобрать фактически каждую строчку.

Отличное состояние — с учетом того, что эти документы пролежали не меньше 70 лет на глубине 5 метров. Спасло то, что самолет упал в болото, и бумаги фактически законсервировались. Затаив дыхание, поисковики всматриваются в каждую проступившую строку. Полетное задание, маршруты, схемы, карты. Пока ни одной зацепки о том, куда самолет направлялся в день катастрофы. И вот — перечень фамилий. Возможно, это и есть состав экипажа: Силатов, Вилохин, Конычев…

Пе-2 — 104 самолет, который обнаружили поисковики в Приморском крае. Но впервые настолько близко удалось подойти к разгадке его истории. Крушение могло произойти накануне советско-японской войны.

"Населенный пункт Сесин, это порт в Северной Корее. До 1945 года никто не упоминал этот Сесин, потому что Корея была занята японскими войсками. Соответственно, эти документы в планшете — не ранее, чем 1945 год", — считает Ярослав Ливанский, руководитель объединения "Авиапоиск".

Проверить свою версию поисковикам удастся — обнаружены двигатели самолета с номерами. Уже отправлен запрос в архив. Как только полностью восстановят историю крушения, останки экипажа перезахоронят.