Тема:

Новые территории 17 часов назад

Президент не стал откладывать в долгий ящик просьбу о помощи в обмене пленными

Владимир Путин провел телефонный разговор с главами ДНР и ЛНР. Связаться лично с Александром Захарченко и Игорем Плотницким российского президента попросил представитель Незалежной.

Владимир Путин провел телефонный разговор с главами ДНР и ЛНР. Связаться лично с Александром Захарченко и Игорем Плотницким российского президента попросил представитель Незалежной.

"Использовать свой авторитет" и помочь возобновить обмен пленными между Киевом, Донецком и Луганском — с такими словами к Путину во время посещения Ново-Иерусалимского монастыря обратился Виктор Медведчук. Лидер движения "Украинский выбор" координацией обмена узниками занимается с 2014 года. Он подчеркнул: прошло уже 14 месяцев с того момента, когда состоялся последний. Без содействия России сдвинуть дело с мертвой точки не получается.

"Я хочу обратиться к Вам с просьбой использовать Ваш авторитет, проявить гуманизм, обратиться к главам непризнанных республик — господам Захарченко и Плотницкому — провести этот обмен, как первый этап обмена всех на всех. И освободить указанных лиц. Я думаю, таким образом, 380 человек могли бы вернуться домой к родным и близким, к семьям. Я думаю, это был бы очень серьёзный шаг и в реализации минских соглашений, и в вопросах мира на Донбассе", — заявил Медведчук.

"Я сделаю все, что от меня зависит. Переговорю с руководством и Донецкой Республики, и Луганской Республики. Надеюсь, что то, что вы предлагаете, будет реализовано и как можно быстрее", — ответил президент России.

В самих самопровозглашенных республиках заявляют, что к обмену в формате "всех на всех" готовы, но процесс затягивает сама Украина. Незалежная ждет возвращения домой 74 плененных солдат и офицеров ВСУ. Взамен обещает освободить 306 жителей ДНР и ЛНР. Но даже при таком соотношении обмена "всех на всех" не получается. Ведь только официально подтвержденных — как минимум 444 ополченца. Освободить всех Украине, по словам Медведчука, мешает "действующее законодательство". Те, кто привлекается за особо тяжкие преступления, обмену не подлежат. Этот аргумент на Донбассе считают притянутым за уши.

"Уже прецеденты были, когда менялись особо тяжкими. Например, если вспомнить год назад. Со стороны Украины был жест доброй воли, они отпустили 15 человек. Все 15 человек до этого были либо осуждены, либо обвинялись в особо тяжких преступлениях. Здесь идёт, опять же, загвоздка. Я хочу опять же вспомнить о таком понятии, как презумпция невиновности. Потому что как мы можем говорить об этих людях, что они обвинены в особо тяжких преступлениях, если они ещё не осуждены", — считает Дарья Морозова, уполномоченным по правам человека в ДНР.

Сотни людей, которые имеют отношение к самопровозглашенным республикам, содержатся в украинских тюрьмах. И это не только военнослужащие, но и обычные люди, которых Киев обвинил, к примеру, в сепаратизме. Попасть к ним не могут ни родственники, ни правозащитники. Да и на попытках схитрить во время обменов Киев уже попадался — своих солдат выменивал на обычных людей, арестованных под надуманными предлогами. Так. один из крупнейших за все время конфликта обмен состоялся 26 декабря 2014 года. Чтобы 222 силовика получили свободу, сотрудники СБУ буквально на улицах отлавливали жителей Донбасса. И в итоге привезли 150 человек.

Обмены военнопленными — один из ключевых пунктов минских соглашений. Его постоянно обсуждают в "нормандском формате". Но в последние месяцы этот процесс застопорился. По сообщению пресс-службы Кремля, Президент России Владимир Путин поддерживает инициативу Виктора Медведчука провести масштабный обмен удерживаемых. Александр Захарченко и Игорь Плотницкий в свою очередь заявляют, что теперь главное — договориться об этом с Украиной. И если проблем не возникнет, как минимум 380 пленных с обеих сторон следующий Новый год, вполне возможно, встретят уже дома.