Центральный дом архитектора отмечает 80-летие

Творческая мастерская, научная площадка, культурный центр, источник вдохновения: Центральному дому архитектора — 80 лет. У комплекса зданий в Гранатовом переулке — богатая история. Здесь хранятся традиции зодчества и рождаются новаторские градостроительные проекты.

Творческая мастерская, научная площадка, культурный центр, источник вдохновения: Центральному дому архитектора — 80 лет. У комплекса зданий в Гранатовом переулке — богатая история. Здесь хранятся традиции зодчества и рождаются новаторские градостроительные проекты.

Этот каменный особняк помнит и купеческие балы, и революционные волнения, и даже секреты французских дипломатов. Когда в 37-м его передали Союзу архитекторов, Андрей Таранов еще мальчишкой впервые пришел сюда с родителями на новогоднюю елку.

"Если представить себе, что было со мной 70 лет назад, когда я был 6-7 летним ребенком и впервые попал в такую атмосферу — волшебство! Работать просто в таком интерьере — это совершенно не то, что сидеть за казенными столами", — рассказывает он.

Невесомый, украшенный изящной лепниной потолок венчает двухэтажный деревянный холл. Арочную галерею освещает хрустальная люстра. Интерьер выдержан в лучших традициях готики и барокко.

Это творение знаменитого Эрихсона возвели за одно лето, а стоит оно уже больше века. Внутреннее убранство — например, порталы дверей или стрелочные окна — сохранились почти в первозданном виде.

Но исключительное богатство представляет библиотека. Тяжелые фолианты, редкие издания по архитектуре на языке оригинала. Собрал их в 30-е годы главный архитектор Москвы Каро Алабян.

— Он ездил по букинистическим магазинам и покупал редкие книги. У нас есть уникальные издания, которые, в, общем-то, сейчас даже в Интернете, я думаю, невозможно найти.

Пройтись по зданию — словно прошагать сквозь века. Из восхитительного особняка конца XIX века прямиком в сердце дома — торжественный белый зал времен сталинского ампира. И буквально через минуту попасть в современную новаторскую студию — архитектурный коворкинг.

Деревянный бюст в революционном цвете — что-то общее между Че Геварой и русским богатырем. Собирательный образ архитектора-реформатора отражает атмосферу мастерской.

"Мы здесь изначально делали всё попроще, чтобы студенты, молодежь чувствовали себя в своей тарелке. И это уникальная возможность для молодежи почувствовать это все, перенять какой-то опыт, потому что в реальной жизни не каждый может с мэтрами вот так пообщаться", — рассказывает руководитель молодежного отделения Центрального дома архитектора Павел Сонин.

Центральная часть здания — большой концертный зал. Здесь же — кинотеатр на 400 мест. В декабре готовятся собирать новогодние аншлаги — совсем как в советские времена.

"Жизнь кипела, переливалась через край, здесь народ толпился, роился на каждом клочке, в каждом закоулке. И сейчас я расцениваю нынешний период как период возрождения", — говорит президент Союза московских архитекторов и Союза архитекторов России, генеральный директор Центрального дома архитектора Николай Шумаков.

В год 80-летия Центральный дом архитектора снова наполнен жизнью и творчеством. А в планах — полноценная реставрация с сохранением оригинальной стилистики трех таких разных зданий, объединенных историей одного дома.