Тема:

Переворот в Зимбабве 5 лет назад

Зимбабве: самый необычный в новейшей истории путч

В Зимбабве случился, пожалуй, самый необычный в новейшей истории всего мира военный путч, организаторы которого не устают говорить: "Нет-нет, это у нас не переворот, это мы..." А что они?

В Зимбабве случился, пожалуй, самый необычный в новейшей истории всего мира военный путч, организаторы которого не устают говорить: "Нет-нет, это у нас не переворот, это мы..." А что они?

В центре внимания — президент Роберт Мугабе. Ему — 93. Однако он заявил, что ни в какую отставку не уйдет. Ситуация действительно необычная.

Например, марш свободы, на который народ вышел под лозунгом отставки президента. Военные — только за, хотя и остановили митингующих, когда они двинулись уже непосредственно к резиденции главы государства.

А накануне уже и руководители соседних с Зимбабве государств юга Африки заявили, что при всем уважении не станут поддерживать дальнейшее пребывание Мугабе во власти.

Но ведь в Зимбабве не просто африканцы. Народность, которая в Зимбабве в большинстве, — это шона. Первая заповедь этого народа — почитание старших. И не только таких, как Мугабе. По этикету молодой человек при входе в дом обязан подробно расспросить о здоровье вообще всех, кто его старше.

По этой причине зимбабвийские военные и проводят эту свою странную мысль: мол, мы, конечно, поместили президента под домашний арест, но вообще-то к нему — со всем почтением. В целом мысль такая: "Мы не против вас, уважаемый вы наш и достопочтенный, мы против вашего окружения". То есть между строк: мы против вашей жены, которую вы назначили в преемники. "Но и вы, уважаемый, может быть, подумаете о том, чтобы наконец уйти в отставку, все-таки 37 лет правления — многовато даже для отца-основателя нации". А он — ни в какую. Ведь старший.

За темными очками не видно эмоций. После долго затишья впервые его увидели на фото в газете как президента, которого еще не отстранили, но уже попытались отодвинуть от власти. В тот же день он посетил выпускную церемонию в университете, где сам — ректор. Точнее, ему разрешили это сделать.

Он — Роберт Габриэль Мугабе — один из самых узнаваемых властителей в мире. Управляет Зимбабве уже 37 лет. Ему — 93 . Старейший президент на планете и один из самых долгоправящих в Африке. А вот его жена Грейс Мугабе до недавних пор больше была известна как "Гуччи Грейс" — за любовь к элитному шоппингу. Но с недавних пор стала присматриваться и к политике.

"Молодежь, которая не уважает президента, не получит благословения, и то же самое произойдет с ее семьями. Давайте будем богобоязненными, потому что лидеры приходят от всемогущего", — заявила Грейс. Недавно почти всемогущей стала она, когда муж назначил ее вице-президентом, а значит, по сути, преемницей: всего-то за год до президентских выборов. Это и стало спусковым крючком к "странному перевороту". "Странный" он и потому, что демократами этих военных не назовешь. На пост вице-президента армия и спецслужбы хотят вернуть своего многолетнего куратора — это Эммерсон Мнангагва – по прозвищу Крокодил.

Наверное, главный и неисчерпаемы ресурс Зимбабве — это живая природа. 10% территории страны- нацпарки и заповедники. Здесь можно встретить практически все виды африканских животных. А еще много алмазов, золота, серебра, никеля, платины.

А еще достаточно пустующих плодородных земель. Пустовать они стали, когда Мугабе, конечно, провел социальные реформы во имя черного большинства, но лишил земель таких же граждан Зимбабве, но белых — потомков британских колонистов. Откуда они здесь?

Немного истории. Страна, где течет река Лимпопо и громыхает водопад Виктория, — это бывшая британская Южная Родезия. Но хотя обычно из архива сразу берут кадры того, как при провозглашении независимости спускали британский флаг, все сложнее. Сначала независимость Южной Родезии в одностороннем порядке провозгласило белое меньшинство. И вот уже против него Мугабе вел победоносную войну – за истинную независимость — для черного большинства.

Он — отец-основатель нации, которая, кстати, с самого начала стала выстраивать и необычную внешнюю политику. Вот недавний интересный поворот. Брифинг в МИД Китая.

"Правда, что министр обороны Зимбабве был в Пекине? Как это связано с госпереворотом?" – поинтересовались журналисты. "Да, визит прошел хорошо, это был просто обмен мнениями по военному соглашению между Китаем и Зимбабве", — заверили в МИД.

Скорее, это совпадение, что за 4 дня до переворота главный зимбабвийский военный действительно был в Пекине. Однако в целом картина такая: при Мугабе британцев в Зимбабве заменили именно китайцы, а смещенный Мугабе вице-президент, тот самый Крокодил, в Китае учился.

Даже если Китай не имеет никого отношения к последним событиям в Хараре, для него это — первый тест в новых реалиях, когда Китай — доминирующая экономическая сила в Африке.

В последние годы Мугабе принимал и российские делегации: например, в Хараре приезжал министр промышленности Мантуров. Были запущены интересные проекты. Но опять же, факт есть факт: иностранным инвесторам в Зимбабве нелегко. Эксперименты Мугабе иной раз давали — диковинные следствия.

94% населения — безработные. Средняя зарплата работающих — около 30 центов. Американских. В 2008 году здесь был зафиксирован мировой рекорд — за один ноябрь национальная валюта подешевела на 6,5 секстиллиона процентов. В итоге от своей валюты страна отказалась.

Зимбабвийские доллары стали частью истории Зимбабве. И хотя эти деньги уже не находятся в обращении, их до сих пор покупают как сувениры. Это самые крупные деньги в мире. Каждый зимбабвиец был триллионером. Деньги носили пачками, иногда чемоданами. Вот только де-факто это были копейки.

В это время сын Мугабэ покупает шикарные машины, дочь тратит миллионы на свадьбу, а жену уже давно прозвали "Гуччи Грейс" — за любовь к шоппингу.

Так что взрыв назревал давно. Но когда он случился, многие — в недоумении. Так что сейчас слово "Виктория", которое всегда у местных ассоциировалось с самой известной достопримечательностью Зимбабве, самым высоким водопадом в мире, приобретает для страны новое значение — победа. Точнее, кто ее в итоге одержит. Пока зимбабвийцы знали только одного властителя за всю свою независимую историю.