Павленский пожаловался на чудовищную дикость французов

В Лондоне, в галерее Charles Saatchi, открылась выставка российских акционистов под громким названием "Художественный бунт. Постсоветский акционизм".

В Лондоне, в галерее Charles Saatchi, открылась выставка российских акционистов под громким названием "Художественный бунт. Постсоветский акционизм". Главный пафос мероприятия — в том, что на нем, по версии организаторов, представлены современные российские художники, многих из которых преследуют на родине за их политическое творчество. Главной звездой обещал стать художник Павленский, но он не смог, потому что поджег Банк Франции и угодил в тюрьму. Так с чем приехали в Лондон русские акционисты, за что борются и против чего протестуют?

Выставка, посвященная просоветскому акционизму, открылась в центре Лондона, в галерее Saatchi. Ее куратор — известный галерист Марат Гельман, организатор — Игорь Цуканов, увлекающийся искусством миллионер.

"По-русски можно перевести название выставки, как "Бунт искусства". То есть это художники, которые в основном через свои акции обращают внимание общества на ряд важных, как им кажется, проблем. Для того чтобы эта выставка получила определенное признание и интерес, мы подошли к артистам, которые имеют наибольшую известность в мире", — рассказал Игорь Цуканов.

К мастерам такого уровня организаторы прежде всего отнесли девушек из скандальной панк-группы Pussy Riot. В Англии к ним присоединился художник Олег Кулик, получивший известность еще в 90-е, изображая человека-собаку.

"Я почувствовал силу рук, силу зубов, силу своих глаз, своей животной природы. То, что мне казалось, и во всей стране произошло, когда люди как будто освободились", — сказал Кулик.

Поджигатель дверей на Лубянке Петр Павленский тоже был приглашен в Лондон, но подвел организаторов. За две недели до открытия выставки он подпалил в Париже здание Банка Франции и, судя по всему, надолго застрял во французской тюрьме. По словам Гельмана, он может пробыть там четыре месяца.

Находясь в заключении, Павленский пишет друзьям на волю, что объявил сухую голодовку, протестуя против судебной системы Франции, чуть ли не с благодарностью вспоминает при этом российские суды.

"Я никогда не думал, что мне придется с этим столкнуться, но закрыты кабинетные суды — это неприемлемо. Ведь эти суды принимают решение о лишении человека свободы. Для большинства это решение оказывается судьбоносным. В моей жизни было порядка полусотни судебных заседаний, но ни одно из них не было закрытым. Даже суды по психиатрии были открытыми в части оглашения приговора. Так что здесь ситуация оказалась чудовищно дикая", — признался Павленский.

Устрой Павленский поджог в Англии, его и здесь бы поняли далеко не все. Вот что пишет корреспондент газеты Guardian Марк Браун в статье о лондонской выставке под названием "Человек-собака, который кладет на кошек гениталии, и другие русские художники-герои": "Считать ли творчество Павленского смешным или ужасающим, — это открытый вопрос. На выставке представлены примеры его экстремальных художеств. Он зашивал рот красной ниткой, заворачивался голым в колючую проволоку в Санкт-Петербурге перед Законодательным собранием, прибивал мошонку к мостовой на Красной площади в 2013 году, а в 2014-м отрезал себе мочку уха кухонным ножом".

В чем смысл, британскому журналисту объяснили организаторы мероприятия. "В России люди говорят, что поэт в России больше, чем поэт. И сегодня, когда у нас нет политической свободы и нет свободной прессы, художники становятся самыми важными людьми. Правительство боится художников. Но художники не боятся", — считает Гельман.

По его словам, акционистам в Россию постоянно угрожают. Нагнетая атмосферу давления на искусство, кураторы выставки даже перестарались. Ничего не подозревавшие художники из арт-группы "Синие носы>"только в Лондоне узнали, что их здесь представили как жертв преследования со стороны ФСБ. Об этом написано в аннотации к их работам, выставленным в Англии. Художники утверждают, что сами о себе такого написать не могли, адресовав наши вопросы организаторам.

Но Игорь Цуканов потребовал интервью прекратить. А когда мы попытались задать дополнительный вопрос куратору выставки, то нам и вовсе указали на дверь. Сотрудникам галереи приказали, чтобы нас сюда больше не пускали.

Организаторы жаловались, что в России они подобную выставку провести не смогли бы. Конечно, сводить счеты с Москвой из Лондона им намного приятнее. Здесь чем хуже скажешь о России, тем лучше. Британская пресса проверять ничего не будет и неудобных вопросов не задает. Российских журналистов, если потребуется, можно выставить за дверь, чтобы не мешали.

И все же трудно было ожидать такого на выставке, где как раз, наоборот, подчеркивается важность свободы мыслей, поступков и высказываний.